| |
ЗАКОН Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 № 73-РЗ
"О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"
Официальная публикация в СМИ:
Газета "Северная Осетия" от 15.02.2006
Вступил в силу с 26 февраля 2006 года (статья 45 данного документа).
22 декабря 2005 года № 73-РЗ
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания населения в Республике Северная Осетия-Алания, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Социальное обслуживание
1. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах.
2. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются населению республики на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности (оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Статья 2. Законодательство о социальном обслуживании
1. Законодательство о социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в области социального обслуживания
1. Органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы социального обслуживания населения.
2. К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания относятся:
1) обеспечение реализации настоящего Закона;
2) разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания;
3) определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организации их деятельности;
4) установление порядка координации деятельности социальных служб;
5) создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания;
6) иные полномочия.
Статья 4. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
3) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и Республики Северной Осетия-Алания.
4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Статья 5. Системы социальных служб
1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Республики Северная Осетия-Алания и находящихся в ведении органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
2. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
3. В Республике Северная Осетия-Алания поддерживается и поощряется развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Статья 6. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан строится на принципах:
1) адресности;
2) гуманности;
3) добровольности;
4) доступности;
5) конфиденциальности;
6) обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан;
7) ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;
8) предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
9) преемственности всех видов социального обслуживания;
10) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
11) профилактической направленности;
12) соблюдения прав человека и гражданина;
13) ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере социального обслуживания.
Статья 7. Государственные стандарты социального обслуживания
1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
2. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определенном Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 8. Гарантии соблюдения прав граждан в сфере социального обслуживания
1. Республика Северная Осетия-Алания гарантирует гражданам, проживающим на территории республики, возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
2. Гражданам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечень гарантированных государством социальных услуг.
3. Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается Правительством Республики Северная Осетия-Алания с учетом потребностей населения, проживающего на территории Республики Северная Осетия-Алания.
ГЛАВА II. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Статья 9. Право граждан на социальное обслуживание
1. Гражданам в Республике Северная Осетия-Алания гарантируется право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания.
2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
3. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
4. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
5. Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Права граждан при получении социальных услуг
При получении социальных услуг граждане имеют право на:
1) выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения Республики Северная Осетия-Алания;
2) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
3) информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
4) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
5) отказ от социального обслуживания;
6) согласие на социальное обслуживание;
7) уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.
Статья 11. Право граждан на информацию в сфере социального обслуживания
1. Граждане имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также других условиях их предоставления.
2. Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям.
3. Граждане, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.
Статья 12. Согласие на социальное обслуживание
1. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
2. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений, предусмотренных в статье 10 настоящего Закона.
3. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания гражданина производится на основании его личного письменного заявления и подтверждается его подписью, а лица, не достигшего 14 лет, и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, - на основании письменного заявления их законных представителей.
4. Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
5. Помещение граждан в специальные стационарные учреждения социального обслуживания осуществляется на условиях, указанных в статье 23 настоящего Закона.
Статья 13. Отказ от социального обслуживания
1. Граждане, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
2. В случае отказа от социального обслуживания гражданам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
3. Отказ граждан от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Статья 14. Конфиденциальность информации
1. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.
2. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания
1. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
2. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на:
1) бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
2) добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
3) медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
4) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
5) предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
6) свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
7) социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
8) уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
9) участие в общественных комиссиях по защите прав граждан, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.
3. Детям-инвалидам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в учреждениях социального обслуживания вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном законодательством Республики Северная Осетия-Алания, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
4. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.
5. Граждане, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.
6. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Трудовая деятельность граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания
1. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора.
2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
3. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями.
4. Принуждение граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.
Статья 17. Отказ от услуг стационарного учреждения социального обслуживания
Граждане, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания и не относящиеся к категории граждан, указанных в части 1 статьи 18 настоящего Закона, имеют право отказаться от услуг указанных учреждений.
Статья 18. Ограничения прав граждан при оказании им социальных услуг
1. Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.
2. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части 1 настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения.
3. Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
4. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому.
5. Отказ в предоставлении гражданам социальных услуг по основаниям, определенным в части 3 настоящей статьи, подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
6. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.
ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН
Статья 19. Формы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание граждан включает:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативную помощь.
2. Гражданам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
3. Социальное обслуживание по желанию граждан может осуществляться на постоянной или временной основе.
Статья 20. Социальное обслуживание на дому
1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
2. К числу надомных социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
3) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
4) содействие в организации ритуальных услуг;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
7) другие надомные социальные услуги.
3. При обслуживании граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
5. Социальное обслуживание на дому осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 21. Социально-медицинское обслуживание на дому
1. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части 4 статьи 18 настоящего Закона.
2. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством об охране здоровья граждан.
3. Порядок и условия социально-медицинского обслуживания на дому определяются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 22. Полустационарное социальное обслуживание
1. Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживания граждан, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
2. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части 4 статьи 18 настоящего Закона.
3. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
4. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми при органах социальной защиты населения.
5. Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 23. Стационарное социальное обслуживание
1. Стационарное социальное обслуживание осуществляется в учреждениях социального обслуживания путем предоставления разносторонней социально-бытовой помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
2. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
3. Стационарное социальное обслуживание граждан осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
4. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
5. Граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
6. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.
Статья 24. Обязанности администрации стационарного учреждения социального обслуживания
1. Администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:
1) выделять супругам из числа проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания граждан изолированное жилое помещение для совместного проживания;
2) информировать граждан, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, об их правах;
3) исполнять возложенные на нее функции опекунов и попечителей в отношении граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве;
4) обеспечивать возможность беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;
5) обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность граждан;
6) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан;
7) осуществлять и развивать просветительную деятельность, организовывать отдых и культурное обслуживание граждан;
8) предоставлять гражданам, проживающим в стационарном учреждении социального обслуживания, возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
9) соблюдать права человека и гражданина;
10) исполнять иные функции, установленные действующим законодательством.
Статья 25. Предоставление временного приюта
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Статья 26. Срочное социальное обслуживание
1. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
2. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги:
1) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
2) организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
3) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
4) разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
5) разовое оказание материальной помощи;
6) содействие в получении временного жилого помещения;
7) иные срочные социальные услуги.
Статья 27. Социально-консультативная помощь
1. Социально-консультативная помощь клиентам социальной службы направлена на их адаптацию в обществе, ослабление напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
2. Социально-консультативная помощь клиентам социальной службы ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
1) выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
3) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем клиентов социальной службы;
4) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
5) профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
6) работу с семьями, в которых живут клиенты социальной службы, организацию их досуга;
7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для клиентов социальной службы.
Статья 28. Реабилитационные услуги
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Статья 29. Материальная помощь
1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 30. Плата за социальное обслуживание
1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 31 настоящего Закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
3. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственной системе социальных служб, а также тарифы на них определяются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
Статья 31. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб
1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Северная Осетия-Алания;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
ГЛАВА IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
Статья 32. Система социального обслуживания
Система социального обслуживания граждан основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.
Статья 33. Учреждения и предприятия социального обслуживания
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) геронтологические центры;
2) дома ночного пребывания;
3) комплексные центры социального обслуживания населения;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) социальные приюты для детей и подростков;
6) специальные дома для одиноких престарелых граждан;
7) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
8) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
11) центры психолого-педагогической помощи населению;
12) центры социального обслуживания;
13) центры экстренной психологической помощи по телефону;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.
Статья 34. Негосударственный сектор социального обслуживания
1. Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан.
2. Деятельность субъектов негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 35. Управление социальным обслуживанием
1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания.
2. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.
3. Координация деятельности и научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА V. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
Статья 36. Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания
1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.
2. Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в образовательных учреждениях Российской Федерации высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку.
3. Для оказания основных социально-бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами управления социальным обслуживанием населения или учреждениями социального обслуживания.
Статья 37. Право на профессиональную частную деятельность в сфере социального обслуживания
1. Право на профессиональную частную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или учреждения социального обслуживания.
2. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется в соответствии со статьей 42 настоящего Закона.
Статья 38. Меры социальной поддержки социальных работников
1. Меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
2. Социальные работники, занятые в государственном секторе социального обслуживания, имеют право на:
1) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;
2) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;
3) освобождение от оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) повышение квалификации за счет работодателя;
5) получение соответствующих квалификационных аттестатов;
6) работу на условиях трудового договора;
7) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) - социальные работники, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
8) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь, - социальные работники при исполнении служебных обязанностей;
9) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг, - в порядке, определенном действующим законодательством;
10) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение - в порядке, определенном действующим законодательством.
3. Медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены действующим законодательством для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
4. Работникам учреждений социального обслуживания государствен-ной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, предусматриваются меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Республики Северная Осетия-Алания для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
5. Меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе.
ГЛАВА VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Статья 39. Имущественное обеспечение социальных служб
Социальные службы в порядке, установленном законами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимым для выполнения их уставных задач.
Статья 40. Финансовое обеспечение социального обслуживания и учреждений социального обслуживания
1. Финансирование социального обслуживания населения, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, и государственных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Республики Северная Осетия-Алания и находящихся в ее ведении, производится за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
2. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию населения являются:
1) благотворительные взносы и пожертвования;
2) доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социального обслуживания населения, осуществляемой в соответствии с действующим законодательством;
3) доходы от ценных бумаг;
4) кредиты банков и средства других кредиторов;
5) средства, поступающие из целевых социальных фондов;
6) средства, поступающие от граждан в качестве платы за социальные услуги;
7) другие источники, не запрещенные законом.
Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан, проживавших в стационарных учреждениях социального обслуживания, а также обслуживавшихся не в стационарных учреждениях социального обслуживания и умерших, не оставив завещания, и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания.
3. Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения.
4. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания о налогообложении.
5. Банки, предприятия, организации, учреждения и физические лица, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в социальные службы и оказывающие им различные услуги и иную поддержку, пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
6. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо другими учредительными документами.
Статья 41. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность при условии, что данная деятельность направлена на удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах.
2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 42. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг
Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном и негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 43. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Статья 44. Защита прав граждан и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания о социальном обслуживании граждан
1. Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан в сфере социального обслуживания, могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.
2. Нарушение законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания о социальном обслуживании граждан влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Северная Осетия-Алания от 10 ноября 1996 года № 161 "О социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания".
3. Главе Республики Северная Осетия-Алания и Правительству Республики Северная Осетия-Алания в месячный срок привести в соответствие с настоящим Законом свои нормативные правовые акты.
Глава
Республики Северная Осетия-Алания
Т.МАМСУРОВ
Владикавказ
22 декабря 2005 года
№ 73-РЗ
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|