Законодательство
Северная Осетия - Алания

Северная Осетия - Алания

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 03.05.2006 № 111
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ НА МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ НА МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2006 г. № 111

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ НА МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ
ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО
ЗНАЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

С целью упорядочения пользования недрами на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых республиканского и местного значения на территории республики Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке лицензирования пользования недрами на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых республиканского и местного значения в Республике Северная Осетия-Алания.
2. Комитету охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания строго руководствоваться указанным Положением при оформлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, в том числе используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Баликоева В.Т.

Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
А.МЕРКУЛОВ





Утверждено
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 3 мая 2006 г. № 111

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ
НА МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ
ИСКОПАЕМЫХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок предоставления в Республике Северная Осетия-Алания недр в пользование юридическим лицам и гражданам для геологического изучения (поиски, оценка и разведка) и (или) разработки (далее - для геологического изучения и разработки) месторождений общераспространенных полезных ископаемых республиканского и местного значения, выдачи, оформления, регистрации лицензий.
Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 (в редакции федеральных законов от 03.03.1995 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" и от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") (далее - Закон Российской Федерации "О недрах"), Законом Республики Северная Осетия-Алания от 27.04.1998 № 3-3 "О недропользовании в Республике Северная Осетия-Алания" (далее - Закон Республики Северная Осетия-Алания "О недропользовании в Республике Северная Осетия-Алания"), Положением о порядке лицензирования пользования недрами, введенным в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Республике Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.07.2005 № 191.
1.2. Перечень общераспространенных полезных ископаемых для Республики Северная Осетия-Алания определяется совместно уполномоченными на то органами власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Месторождения общераспространенных полезных ископаемых по масштабам, качеству минерального сырья и роли в экономическом развитии Республики Северная Осетия-Алания подразделяются на объекты республиканского и местного значения.
1.3. Значимость месторождений общераспространенных полезных ископаемых по указанным критериям и группам устанавливается Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.
Предоставление в соответствии с установленным порядком согласований на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в виде отводов земельных участков или других документов аналогичного содержания, с учетом социально-экономических и экологических интересов населения территории, перспектив развития и использования минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности, входит в компетенцию органов местного самоуправления.
1.4. Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов, которые оказывают или могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду, в водоохранных зонах и на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых разрешается только после получения заключения Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком застройки.
Застройка площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается только с согласия Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания) при условии обеспечения возможности извлечения полезного ископаемого или доказанности экономической целесообразности застройки. Самовольная застройка таких площадей в случае возможных потерь полезного ископаемого прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат на демонтаж возведенных объектов.

2. Республиканская система лицензирования пользования недрами

2.1. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в соответствии с указанной целью в определенных границах в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий пользования недрами, предусмотренных в соглашении между уполномоченными на то органами государственной власти и недропользователем.
2.2. Организационное обеспечение лицензирования деятельности по геологическому изучению и разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых регионального, республиканского и местного значения возлагается на республиканский орган управления государственным фондом недр Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.
2.3. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания осуществляет:
а) учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования по общераспространенным полезным ископаемым;
б) подготовку предложений о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение или разведку имеющихся и вновь выявленных месторождений на конкурсной и (или) бесконкурсной основе с целью создания необходимой минерально-сырьевой базы для реализации республиканских программ развития горнодобывающей, строительной и других отраслей промышленности, потребляющих минеральное сырье;
в) рассмотрение вопросов удовлетворения заявок на разведку и разработку проявлений и месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на расчистку русел рек с одновременным использованием русловых отложений;
г) согласование подготовленных предложений о порядке, сроках и условиях лицензирования имеющихся и новых объектов общераспространенных полезных ископаемых с республиканскими органами экономики, финансов, промышленности, охраны окружающей среды, строительства, горнотехнической инспекции, лесного хозяйства, управления государственным имуществом и другими ведомствами в соответствии с их уставными контрольными полномочиями;
д) составление перечней и условий лицензирования объектов общераспространенных полезных ископаемых, их согласование с заинтересованными уполномоченными контролирующими и иными органами, а также представление на утверждение Правительству Республики Северная Осетия-Алания;
2.4. Система отбора претендентов на получение лицензий и механизм их предоставления определяются пунктом 10 настоящего Положения. Решение о предоставлении лицензии принимается Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания. Выдача лицензии, подписанной уполномоченными лицами, и ее регистрация осуществляются Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.

3. Участки недр, предоставляемые в пользование для
геологического изучения и разработки

3.1. В соответствии с лицензией участки недр передаются в пользование для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в виде геометризованных блоков, в пределах которых разрешается выполнение лицензионной деятельности. Лицензируемые участки недр по возможности должны быть компактными, обладать простыми прямолинейными контурами, обеспечены угловыми знаками долговременной сохранности с ведомостью координат угловых точек на поверхности и описанием границ.
3.2. Участки недр общераспространенных полезных ископаемых предоставляются в пользование для геологического изучения и разработки в виде горного и (или) геологического отвода.
3.3. Горный отвод предоставляется при выдаче лицензии на право добычи полезных ископаемых. При определении площади горного отвода учитываются пределы площадного развития разведанных запасов или оцененных прогнозных ресурсов полезных ископаемых и оптимальные границы разработки объекта (определяются соответствующим технико-экономическим обоснованием границ карьера, вскрышных траншей, охранных целиков, зон сдвижений горных пород, границ безопасного ведения горных и взрывных работ, других параметров, обеспечивающих эффективное освоение объекта полезного ископаемого, а также надежную охрану недр и окружающей природной среды). По глубине горный отвод ограничивается контурами распространения полезного ископаемого или целесообразными геоэкологическими, горнотехническими и геолого-экологическими пределами его разработки.
Участок недр в виде горного отвода также предоставляется для геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых.
Пользователь недр, получивший участок недр в виде горного отвода, имеет исключительное право в его границах осуществлять деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Деятельность других лиц, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия владельца лицензии, закрепляемого в договоре между ним и другими лицами. Договор подлежит регистрации в Комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и других контролирующих органах.
3.4. Геологический отвод оформляется на участок недр, предоставляемый в пользование с целью геологического изучения месторождений общераспространенных полезных ископаемых без существенного нарушения целостности недр. Выделяемые для этих целей геометризованные блоки недр ограничиваются по площади и, в случае необходимости (защита подземных пресных, минеральных, термальных и промышленных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных; соблюдение экологических и других норм и правил охраны труда, окружающей природной среды и др.), по глубине. По глубине геологический отвод ограничивается гипсометрической отметкой, характерной геологической границей или расстоянием (в метрах) от поверхности земной коры (рельефа).
3.5. Взаимоотношения пользователей недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с органами управления земельными ресурсами регулируются земельным законодательством Республики Северная Осетия-Алания. Лицензии на участки недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются при наличии предварительного или окончательного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах осуществляется на основании земельного законодательства после утверждения проекта работ по недропользованию.
3.6. Переговоры с Управлением Федеральной службы кадастра объектов недвижимости по Республике Северная Осетия-Алания или районными администрациями об изъятии, выделении и оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования ими для геологического изучения и разработки при предоставлении лицензии на конкурсной основе осуществляет Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания. При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе переговоры ведет потенциальный недропользователь при содействии Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.
3.7. Предоставление геологических и горных отводов, а также соответствующих земельных участков пользователям недр осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания (республиканские земли), органами местного самоуправления (муниципальные земли) по предложению Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и по согласованию с Управлением Федеральной службы кадастра объектов недвижимости по Республике Северная Осетия-Алания и Управлением технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания.
3.8 Изъятие полезных ископаемых при проведении работ по расчистке русел рек и водоохранных зон водных объектов подлежит лицензированию.
3.9. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, предоставляющий лицензии на право пользования недрами для геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых, устанавливает предельные размеры участков недр, выделяемых одному пользователю для разработки указанных в лицензии видов полезных ископаемых. Предельные размеры участков недр, содержащих объекты общераспространенных полезных ископаемых, определяются с учетом возможности привлечения к их освоению большего числа недропользователей, сокращения сроков освоения объектов, обеспечения более полного и рационального использования их минеральных ресурсов.

4. Виды пользования недрами (виды лицензий)

4.1. В соответствии с заявленными видами пользования недрами лицензия предоставляется для:
1) геологического изучения недр (поиски, оценка проявлений и месторождений);
2) добычи общераспространенных полезных ископаемых;
3) совмещения работ по геологическому изучению недр и их разработке;
4) добычи при расчистке русел рек общераспространенных полезных ископаемых с целью их дальнейшего использования.
4.2. Лицензия на детальное геологическое изучение, включающее разведку и эксплуатационную разведку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, отдельно не предоставляется. Это право предусматривается в лицензии на добычу полезных ископаемых.
Лицензия на геологическое изучение недр дает ее владельцу право на комплексное геолого-технологическое исследование проявлений и месторождений общераспространенных полезных ископаемых в пределах предоставленного ему в пользование участка недр. При этом выявление новых более перспективных направлений использования полезного ископаемого дает недропользователю преимущественное право на получение лицензии для его последующей разработки.
4.3. Владелец лицензии на поисковые работы по мере их проведения может отказаться от части выделенного ему геологического отвода, с соответствующим пересчетом платы за пользование недрами.
4.4. Лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых дает право на их разведку и разработку, а также на переработку отходов соответствующих добывающих и перерабатывающих производств.
Лицензия выдается на разработку всего месторождения общераспространенного полезного ископаемого или его части.
4.5. Разработка месторождения несколькими недропользователями проводится по единой наиболее эффективной технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Деятельность нескольких недропользователей на одном месторождении координируется одним из них, которому другие солидарно делегируют это право письменно в виде совместного договора. Координирующая роль конкретного недропользователя фиксируется в лицензиях всех недропользователей на данном объекте.
4.6. Допускается лицензирование добычи утвержденных запасов общераспространенного полезного ископаемого на участке недр, по которому действует лицензия на геологическое изучение. В этом случае Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания должен немедленно известить пользователя участком недр (с целью геологического изучения) о принимаемом решении и предоставить ему возможность подать заявку на получение права пользования участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых на общих основаниях. При этом владелец лицензии на геологическое изучение участка недр приобретает право на получение компенсации, связанной с досрочным прекращением действия ранее выданной ему лицензии на геологическое изучение участка недр, от недропользователя, которому предоставлена лицензия на разработку того же участка недр.
Разрешается одновременное предоставление нескольких лицензий на право добычи общераспространенных полезных ископаемых по группе близрасположенных месторождений одному заявителю, если их совместная разработка более рентабельна.
4.7. Недропользователь, разрабатывающий месторождение общераспространенного полезного ископаемого, без дополнительной лицензии имеет право проводить геологическое изучение предоставленного ему участка недр в установленных границах горного отвода, с согласованием условий проводимых геологических исследований с Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания. Разработка недропользователем неразведанных участков в границах горного отвода без согласования с Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания не допускается.
Переработка отходов производства при добыче общераспространенных полезных ископаемых и связанных с ней производств может производиться по самостоятельной лицензии пользователем недр с целью добычи полезного ископаемого либо другим заявителем, получившим соответствующую лицензию.
4.8. Разрешается предоставление совмещенных лицензий, включающих пользование недрами с целью поисков, оценки, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. В таких случаях при наличии согласованного проекта разработки месторождения добыча сырья разрешается в процессе геологического изучения или после его завершения.
Совмещенные лицензии на общераспространенные полезные ископаемые могут предоставляться на условиях предпринимательского риска. Заключаемые в этом случае формы договорных отношений закрепляются в лицензии.
Лицензия на добычу общераспространенных полезных ископаемых выдается на участки недр, по которым геологическая информация прошла государственную экспертизу, за исключением случаев реализации совмещенных лицензий. При получении совмещенной лицензии на геологическое изучение и разработку месторождения недропользователь имеет право начинать добычу полезных ископаемых до государственной экспертизы геологической информации, с указанием в лицензионном соглашении сроков представления информации на экспертизу. При получении совмещенной лицензии на расчистку русел с изъятием выбираемого материала государственная экспертиза информации не требуется, а недропользователь представляет справку с количественной и качественной характеристикой материала (сырья) лицензируемого участка недр.

5. Срок действия лицензии

5.1. Участки недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых предоставляются в пользование на определенный срок. Продолжительность пользования участками недр, с учетом стадии и капиталоемкости проекта недропользования, составляет для:
а) геологического изучения полезных ископаемых - до 5 лет;
б) добычи полезных ископаемых - на срок отработки разведанных запасов месторождения, определяемый технико-экономическим обоснованием их эффективной разработки и рационального использования при соблюдении существующих норм охраны недр и окружающей природной среды - на срок до 25 лет;
в) добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр - до 1 года;
г) геологического изучения и добычи полезных ископаемых (совмещенная лицензия) - на срок геологического изучения и полной отработки разведанных запасов сырья до 25 лет.
5.2. Срок действия лицензии может быть установлен на основании заявки недропользователя, но не менее 1 года.
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр за 2 месяца до окончания срока действия лицензии и при выполнении им оговоренных в лицензии условий и необходимости завершения разработки месторождения общераспространенного полезного ископаемого или выполнения ликвидационных мероприятий.
Срок пользования участком недр исчисляется с момента регистрации выданной недропользователю лицензии.

6. Документы, необходимые для получения лицензии на право пользования недрами

6.1. Перечень документов, необходимых для получения лицензии на право добычи общераспространенных полезных ископаемых:
1) заявка на получение лицензии на право пользования недрами (приложение 1);
2) учредительные документы (устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о регистрации, справка налогового органа об отсутствии задолженности);
3) земельные документы (постановление АМСУ о выделении земельного участка под разработку карьера, договор аренды (купли-продажи), кадастровый план);
4) горноотводный акт, заключение Управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания по условиям недропользования;
5) справка об отработанных и числящихся на балансе предприятия запасах;
6) данные об основных технико-экономических показателях предприятия;
7) справка об отсутствии претензий землевладельца по рекультивации земель (акт рекультивации земельного участка);
8) обоснование срока пользования недрами и пространственных границ участка с указанием географических координат и угловых точек заявочного контура;
9) предложения заявителя по условиям недропользования;
10) геологический план (или план подсчета запасов), разрезы;
11) справка о выполнении требований по экологии (объемы и виды сбрасываемых отходов производства, сточных вод), план мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
12) ситуационный план лицензируемого участка;
13) протокол или выписка из протокола по утверждению запасов (отчет);
14) расчет себестоимости добываемого минерального сырья;
15) справка о радиационной безопасности добываемого сырья.

6.2. Перечень документов, необходимых для геологического
изучения и одновременной добычи (совмещенной лицензии):

1) заявка на получение лицензии на пользование недрами (приложение 1);
2) учредительные документы (устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о регистрации, справка налогового органа об отсутствии задолженности);
3) земельные документы (постановление АМСУ о выделении земельного участка под разработку карьера, договор аренды (купли-продажи), кадастровый план);
4) горноотводный акт, заключение Управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания по условиям недропользования;
5) данные об основных технико-экономических показателях предприятия;
6) справка землевладельца об отсутствии претензий по рекультивации земель;
7) обоснование срока пользования недрами и пространственных границ участка с указанием географических координат и угловых точек заявочного контура;
8) предложения заявителя по условиям недропользования;
9) план мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
10) ситуационный план лицензируемого участка;
11) расчет себестоимости добываемого минерального сырья;
12) справка о радиационной безопасности добываемого сырья;
13) договор с ФГУ ГП "Севосгеомониторинг" о проведении геологических работ по подсчету запасов.

6.3. Перечень документов, необходимых для добычи
общераспространенных полезных ископаемых в пойме рек:

1) заявка на получение лицензии на пользование недрами (приложение 1);
2) учредительные документы (устав, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о регистрации, справка налогового органа об отсутствии задолженности);
3) земельные документы (постановление АМСУ о выделении земельного участка под разработку карьера, договор аренды (купли-продажи), кадастровый план);
4) горноотводный акт, заключение Управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания по условиям недропользования;
5) данные об основных технико-экономических показателях предприятия;
6) обоснование срока пользования недрами и пространственных границ участка с указанием географических координат и угловых точек заявочного контура;
7) предложения заявителя по условиям недропользования;
8) геологический план (или план подсчета запасов), разрезы;
9) справка о выполнении требований по экологии (объемы и виды сбрасываемых отходов производства, сточных вод), план мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
10) ситуационный план лицензируемого участка;
11) расчет себестоимости добываемого минерального сырья;
12) справка о радиационной безопасности добываемого сырья;
13) заключение Территориального отдела водных ресурсов Западно-Каспийского бассейнового водного управления по Республике Северная Осетия-Алания.

7. Содержание лицензии на пользование недрами

7.1. Лицензия на пользование недрами для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о:
1) пользователе недр и государственном органе, предоставившем лицензию, а также основаниях для выдачи лицензии;
2) целях пользования недрами, с указанием всех намечаемых областей использования полезного ископаемого;
3) границах (с их описанием) и координатах характерных точек контура выделенного участка недр;
4) границах земельного отвода и предоставившем его государственном республиканском (местном) органе или частном владельце земли;
5) границах горного отвода и предоставившем его государственном республиканском органе;
6) сроках действия лицензии и сроках начала пользования недрами;
7) сроках утверждения технического проекта и выхода на проектную мощность предприятия;
8) условиях продления срока действия лицензии;
9) согласованных объемах добычи и правах собственности на добытое полезное ископаемое;
10) объемах, видах и местах размещения промышленных отходов и сбросов сточных вод, связанных с пользованием недрами;
11) условиях и сроках представления на государственную экспертизу геологической информации о недрах, полученной в результате геологического изучения и разработки объекта недропользования;
12) праве собственности на геологическую информацию, получаемую в ходе пользования недрами;
13) условиях выполнения установленных в законодательном порядке стандартов (норм, правил) и других требований по безопасному ведению работ, охране недр и окружающей природной среды;
14) порядке и сроках подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и скважин, а также рекультивации земель;
15) первом товарном продукте, получаемом из добытого полезного ископаемого;
16) условиях и размерах акцизов и других платежей (за пользование недрами, земельными участками и др.);
17) порядке и сроках денежных отчислений в бюджет Республики Северная Осетия-Алания налога на добычу полезных ископаемых;
18) порядке и сроках предоставления отчетной документации по налогу на добычу полезных ископаемых, согласовании в Комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и установлении цен реализации;
19) существенных (решающих) условиях недропользования, при нарушении которых право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено;
20) финансовых возможностях недропользователя, позволяющих выполнить согласованные условия лицензии (состояние бухгалтерского баланса, наличие банковских гарантий и др.);
21) сроках представления и содержании обязательной геологической отчетной и иной документации республиканским органам по управлению государственным фондом недр, статистике, горному и промышленному надзору, налоговой службе и другим государственным органам, согласно их полномочиям.
7.2. В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объекта, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания на основании обращения пользователя недр. Изменение условий недропользования, предусмотренных в лицензии, допускается только при согласии пользователя недр и Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, либо в случаях, установленных законодательством.

8. Владельцы лицензий

8.1. Владельцами лицензий (пользователями недр) для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.
8.2. Владельцами лицензий для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
8.3. Если законами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания установлено получение специальной лицензии для выполнения отдельных видов деятельности, связанных с пользованием общераспространенными полезными ископаемыми, то недропользователь должен получить соответствующую лицензию либо заключить договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на выполнение такого вида деятельности.
8.4. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

9. Права и обязанности пользователей недр

9.1. Пользователи недр с целью геологического изучения и разработки содержащихся в них месторождений общераспространенных полезных ископаемых имеют право:
а) использовать предоставленные им участки недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
б) использовать по своему усмотрению результаты своей деятельности, в пределах действующего законодательства;
в) использовать по своему усмотрению полученные ими отходы добывающих и связанных с ними перерабатывающих производств (если иное не предусмотрено лицензией);
г) ограничивать любую деятельность, связанную с использованием недр или застройкой площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых в пределах предоставленных им горных отводов;
д) проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в пределах предоставленного горного отвода;
е) для выполнения отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, привлекать на подрядных условиях других исполнителей (в т.ч. со стороны), принимающих на себя ответственность за соблюдение в процессе производства требований стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ. Подрядные договоры при этом регистрируются в Комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания;
ж) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра ее условий при существенном изменении изначальных обстоятельств недропользования;
з) получать в пользование соответствующие дополнительные участки недр, земель и горных отводов в связи с расширением в ходе проводимого геологического изучения масштабов разрабатываемых проявлений и месторождений;
и) отказаться от части выделенного геологического (горного) отвода с соответствующим снижением размера платы за пользование недрами (заявления недропользователей на этот счет рассматриваются Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания в течение 2 месяцев со дня их регистрации).
9.2. В границах геологического отвода с целью поисков и оценки общераспространенных полезных ископаемых или выполнения других специализированных исследований по геологическому изучению недр могут одновременно проводить работы несколько недропользователей по нескольким лицензиям однотипного или различного назначения. Взаимоотношения недропользователей в таких случаях определяются при предоставлении им участков недр.
9.3. Пользователи недр обязаны:
а) соблюдать требования законодательства Республики Северная Осетия-Алания о недропользовании и условия настоящего Положения;
б) соблюдать условия утвержденных проектов геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых и планов горных работ;
в) систематически направлять в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания отчеты о результатах поисковых, оценочных и разведочных работ, а также сведения о производственно-финансовой деятельности предприятия;
г) представлять в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания в установленные сроки достоверную геологическую информацию о доразведанных (в том числе в процессе эксплуатационной разведки), извлекаемых и оставляемых в недрах запасах общераспространенных полезных ископаемых, а также связанных с ними попутных полезных и вредных компонентах, обеспечивать сохранность документации, получаемой в процессе геологического изучения недр;
д) обеспечивать безопасное для населения пользование недрами;
е) соблюдать существующие стандарты (нормы, правила) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
ж) обустроить угловые точки выделенных участков знаками долговременной сохранности и обеспечивать их сохранность;
з) обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, проведение рекультивационных работ в соответствии с условиями лицензионного соглашения;
и) обеспечивать сохранность разведочных горных выработок для использования их при последующей разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых или в иных целях, а также осуществлять ликвидацию таких же выработок, если они не могут быть использованы;
к) обеспечивать измерение объема массы добываемого минерального сырья, пород вскрыши, попутных полезных и вредных компонентов инструментальными методами (топомаркшейдерскими, аэродистанционными и др.), оговоренными в лицензии и обеспечивающими необходимую достоверность получаемой геологической информации;
л) исключать случаи несанкционированного изменения методики и техники измерения основных параметров производственных процессов, предусмотренных лицензией;
м) обеспечить своевременное и полное внесение платежей за пользование природными ресурсами в соответствии с условиями лицензионного соглашения.
9.2. Пользователи недр и (или) привлекаемые ими для пользования недрами другие юридические и физические лица должны иметь лицензию, диплом или иной документ, свидетельствующий о наличии у них специальной квалификации и опыта для проведения геологических, добычных и других видов работ, связанных с пользованием недрами.

10. Основания для получения права пользования участками недр

10.1. Право пользования участками недр с целью геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Северная Осетия-Алания может быть получено заявителем (претендентом) на основании:
а) решения Правительства Республики Северная Осетия-Алания (по предложению Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания), принятого по результатам конкурса - для целей разведки и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых важного республиканского значения;
б) решения Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания по согласованию с соответствующими республиканскими уполномоченными органами исполнительной власти - для целей разведки и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых республиканского значения;
в) решения Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания о разведке и разработке месторождения общераспространенных полезных ископаемых, открытого недропользователем при геологическом изучении участка недр за счет собственных средств;
г) согласия Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания на оформление перехода права пользования недрами с общераспространенными полезными ископаемыми к другому субъекту предпринимательской деятельности в соответствии с федеральными законами;
д) вступившего в силу соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
е) решения Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания о краткосрочном (до года) пользовании недрами - для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено;
ж) решения Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания по согласованию с местными и заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти (в соответствии с их компетенцией) для целей использования общераспространенных полезных ископаемых республиканского (местного) значения:
з) разведки и разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых местного значения;
и) геологического изучения участка недр для поисков и оценки проявлений и месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
к) совмещения геологического изучения и разработки участков недр;
л) совмещения расчистки русел с использованием извлекаемого материала.

11. Порядок предоставления лицензий
на пользование участками недр

11.1. Право пользования участками недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в виде лицензии предоставляется недропользователю по решению Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, согласованному с Правительством Республики Северная Осетия-Алания и другими полномочными республиканскими или местными органами власти. Предоставление лицензий осуществляется на основаниях, указанных в пункте 10 настоящего Положения.
11.2. Общее число лицензий, предоставляемых одному пользователю, может быть ограничено решением Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания. Такое ограничение является основанием для отказа в принятии заявок от претендента на получение права пользования несколькими участками недр с целью их геологического изучения и разработки.
Для привлечения большего числа претендентов к использованию недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания выпускает различные информационные материалы (реклама, объявления, бюллетени и др.), содержащие краткие сведения о сроках и условиях предоставления соответствующих лицензий по объектам нераспределенного фонда недр.
11.3. Лицензии на геологическое изучение и разработку общераспространенных полезных ископаемых предоставляются на конкурсной и бесконкурсной основе.
Решение о проведении конкурсов на право пользования участками недр, определение условий их проведения, перечень выставляемых на конкурс месторождений, порядок формирования и персональный состав конкурсных комиссий, а также решение об утверждении результатов завершившихся конкурсов принимается Правительством Республики Северная Осетия-Алания по представлению Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания. Решение об утверждении результатов конкурса принимается в течение 30 дней с момента проведения конкурса.
Основными критериями для выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программы геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых, полнота их извлечения, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации проекта освоения объекта, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей природной среды.
11.4. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания публикует в республиканской, региональной и федеральной печати сведения о выносимых на конкурс объектах не менее чем за 3 месяца до даты его проведения, ведет учет поступающих заявок на участие в конкурсе.
В рекламной информации по конкурсным объектам сообщаются сведения о:
датах и местах проведения конкурсов;
местонахождении участков недропользования;
качестве и областях использования полезных ископаемых;
основных условиях пользования недрами;
сроках подачи заявок на получение права пользования участками недр;
стартовых размерах платежей за право пользования недрами и стоимости краткого пакета геологической информации.
11.5. Претендент на получение права пользования недрами как на конкурсной, так и бесконкурсной основе подает в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания заявку, содержащую следующие данные о заявителе:
гражданский и юридический статус, место и характер основной производственной деятельности;
хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами;
руководители и владельцы предприятия-претендента;
финансовые, технические, технологические и кадровые возможности (претендента, его партнеров и подрядчиков) для организации эффективного использования недр;
итоги производственной деятельности за последние 5 лет;
предлагаемая программа пользования недрами.
11.6. Заявка претендента на получение права пользования недрами для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых принимается на рассмотрение Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания с учетом видов лицензирования:
а) на основании конкурса - после внесения претендентом специального сбора за участие в конкурсе;
б) при принятии решения без конкурса - после согласования претендентом своей заявки и прилагаемых к ней документов с республиканскими и местными органами исполнительной власти и внесения суммы соответствующего лицензионного сбора.
Претендент извещается Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания о принятии его заявки на рассмотрение или ее отклонении в течение месяца со дня подачи заявки.
После принятия заявки на участие в конкурсе претендент получает краткий пакет геологической информации по интересующему его участку недр. Пакет должен содержать определенный объем сведений о геологических, горнотехнических, технологических и других особенностях объекта. На основании этой информации претендент разрабатывает и представляет на рассмотрение в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания технико-экономические показатели намечаемой программы освоения данного месторождения. Соответствие разработанных укрупненных технико-экономических показателей условиям конкурса оценивается экспертной (конкурсной) комиссией.
11.7. Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование участком недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания в следующие сроки:
по конкурсу - в течение 4-х месяцев со дня регистрации заявки;
без конкурса - в течение 2-х месяцев со дня принятия заявки на рассмотрение, при наличии согласований заинтересованных контролирующих органов.
11.8. Заявки, поданные на участие в конкурсах, проходят экспертизу в процессе осуществления конкурса. Материалы заявки при бесконкурсном предоставлении лицензии изучаются Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и, в случае необходимости, дополнительно согласовываются с полномочными республиканскими и местными органами исполнительной власти в порядке, определяемом пунктом 3 настоящего Положения.
11.9. В случае, если объявленный конкурс признан несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса.
11.10. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания не позднее месяца со дня завершения конкурса публикует в республиканской печати результаты конкурса.
Лицензия, предоставленная победителю конкурса или претенденту без конкурса, регистрируется уполномоченным органом в месячный срок со дня ее поступления.
Лицензия вступает в силу после ее регистрации, порядок которой определяется Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.
После получения лицензии ее владелец имеет право на получение полного пакета геологической, гидрогеологической и иной информации, необходимой для составления проекта разработки участка недр в соответствии с выданной лицензией.

12. Предоставление лицензий предприятиям, пользовавшимся
недрами до введения в действие настоящего Положения

12.1. Все предприятия, пользующиеся недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на основании ранее полученных разрешений (лицензий), должны в двухмесячный срок со дня введения в действие настоящего Положения подать заявку в Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания с целью подтверждения своего права на дальнейшее пользование недрами. К заявке прилагаются: копии основных документов, подтверждающих ранее предоставленное право на пользование недрами и земельными участками; справка об отработанных и числящихся на балансе предприятия запасах сырья по состоянию на момент подачи заявки; справка о выполнении условий лицензионного соглашения; справка налогового органа об отсутствии задолженности по платежам за недропользование.
12.2. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания с участием предприятия, подавшего заявку, в трехмесячный срок рассматривает заявку, устанавливая соответствие или несоответствие ранее выданного разрешения (лицензии) требованиям настоящего Положения и республиканского законодательства о недропользовании.
В случае соответствия ранее выданного разрешения (лицензии) указанным требованиям либо наличия несущественных несоответствий новая лицензия не выдается, а прежнее разрешение (лицензия) пролонгируется специальным письмом Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания. В противном случае недропользователю сообщается перечень недостатков и нарушений и указывается предельный срок их ликвидации.
12.3. Предприятия, которые не в состоянии обеспечить соблюдение условий настоящего Положения в установленный срок, могут быть лишены права пользования недрами, а находившийся в их распоряжении участок недр становится объектом лицензирования, к которому применяются требования настоящего Положения.
Предприятия, деятельность которых не будет продлена лицензией, обязаны передать новому владельцу лицензии (если таковой объявится) геолого-техническую документацию по принадлежащему им участку недр, горные выработки, недвижимое горное оборудование. Порядок и условия этой передачи, размеры компенсационных выплат за ранее произведенные затраты определяются договором между прежним и новым пользователями недр. В случае недостижения согласия между сторонами вопрос разрешается в административном или судебном порядке.
12.4. Выдача лицензий на участки недр, фактически не находившиеся в пользовании, включая резервные месторождения полезных ископаемых, числящиеся на балансе горнодобывающих предприятий, производится в соответствии с настоящим Положением.

13. Переход права пользования участками недр и переоформление
действующей лицензии

13.1. Право пользования участками недр с целью геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых передается другому субъекту предпринимательской деятельности с соблюдением существующих законодательных норм вследствие:
а) изменения организационно-правовой формы юридического лица - пользователя недр;
б) реорганизации юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом;
в) реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица, если вновь образованное юридическое лицо намерено продолжить деятельность в соответствии с условиями предоставленной прежнему недропользователю лицензии;
г) выступления юридического лица - пользователя недр учредителем нового юридического лица, специально созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с прежней лицензией, при условии, если доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица составит не менее его половины.
13.2. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
Передача права пользования недрами, предоставленного субъекту предпринимательской деятельности на основании соглашения о разделе продукции, получаемой из добываемых общераспространенных полезных ископаемых, и переоформление действующей лицензии осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Лицензия на пользование участком недр с целью геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых подлежит переоформлению также при изменении названия юридического лица - пользователя недр или по просьбе недропользователя.
Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован в судебном порядке.
13.3. Право пользования участком недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.

14. Прекращение права пользования недрами

14.1. Право пользования недрами с целью геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых прекращается вследствие:
а) истечения срока действия лицензии;
б) отказа владельца лицензии от прав на пользование недрами;
в) возникновения зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего осуществление предоставленного права пользования недрами;
г) переоформления лицензии с нарушением действующих положений законодательства о недрах.
14.2. Право пользования недрами с той же целью может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания в случаях:
а) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
б) возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и др.);
в) нарушения существенных условий лицензии недропользователем;
г) лишения недропользователя или непродлении ему в установленный срок земельного (горного) отвода;
д) систематического нарушения установленных законом правил пользования недрами, защиты окружающей природной среды, несоблюдения существующих стандартов (норм, правил, включая правила консервации предприятий);
е) срыва недропользователем оговоренных в лицензии сроков начала пользования недрами в установленных объемах;
ж) ликвидации предприятия-лицензиата;
з) по инициативе владельца лицензии.
Право пользования недрами при указанных нарушениях может быть прекращено досрочно, приостановлено или ограничено Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания непосредственно или по представлению органов государственного геологического или экологического контроля либо горнотехнического надзора.
14.3. В случаях, предусмотренных подпунктами а) и б) пункта 14.2, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом соответствующего решения с письменным уведомлением.
В случаях, предусмотренных подпунктами в), г), д), и е) пункта 14.2, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении 3-х месяцев со дня получения недропользователем письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
14.4. Досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе лицензиата осуществляется не позднее 6 месяцев со дня письменного уведомления им Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.
При несогласии лицензиата с решением о прекращении, приостановке либо ограничении его права на пользование недрами принятое решение может быть обжаловано им в административном или судебном порядке.
14.5. При досрочном прекращении права пользования недрами с целью геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых ликвидация или консервация предприятия производится в соответствии с действующим законодательством.
Расходы на ликвидацию или консервацию несет лицензиат, если пользование недрами прекращено по его вине и причинам, приведенным в настоящем Положении.
14.6. Если обстоятельства и условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, то это право восстанавливается в полном объеме. При этом время, на которое приостановлено право пользования недрами, не включается в общий срок действия лицензии.
14.7. В случае, если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи полезных ископаемых нецелесообразно или невозможно, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания, досрочно прекративший право пользования недрами, может в установленном порядке предоставить право краткосрочного (до одного года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии. Между прежним владельцем лицензии и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях.
14.8. При выявлении на участке пользования недрами неизвестных на момент предоставления лицензии новых видов полезных ископаемых и попутных ценных компонентов, органы, предоставившие лицензию, вправе провести государственную экспертизу геологических материалов и пересмотреть условия лицензии в отношении платежей.
14.9. При изменении условий реализации добываемого полезного ископаемого лицензиат может временно приостановить работы и в установленном порядке законсервировать или ликвидировать свое предприятие, уведомив письменно об этом Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания. Время консервации при этом включается в общий срок действия лицензии.
В случае длительной консервации предприятия или нарушения условий консервации, могущих привести к снижению ценности месторождения общераспространенного полезного ископаемого, Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания может аннулировать выданную лицензию и предоставить ее в установленном порядке новому претенденту.

15. Контроль за соблюдением условий пользования недрами

15.1. Контроль за соблюдением условий лицензий на пользование участками недр для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляет Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.
15.2. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания и другие уполномоченные органы обеспечивают регулярность проводимого ими геологического и других видов контроля. Контрольные проверки проводятся по возможности в присутствии ответственного представителя недропользователя.
Контрольные органы письменно извещают владельцев лицензий и предоставившие лицензии государственные органы об итогах проведенных проверок и выявленных нарушениях в части выполнения установленных сроков и размеров отчислений и платежей, соблюдения стандартов (норм, правил), требований к охране окружающей среды и других важнейших лицензионных условий. При грубых и систематических нарушениях принимаются меры к остановке действия или изъятию предоставленных лицензий.
15.3. Для проверки соответствия деятельности пользователей недр условиям предоставленных лицензий осуществляется также аудит, в процессе которого проверяются достоверность учета количества приращиваемых, добываемых и теряемых запасов общераспространенных полезных ископаемых, соответствие применяемой технологии ведения работ утвержденным проектам разработки месторождений, правильность отражения в документации данных для расчетов отчислений, налогов и других платежей, соответствие последних объемам добытых и реализованных полезных ископаемых и продуктов первой стадии их передела, выполнение намеченных проектных видов и объемов работ, сроков освоения объектов, соблюдение требований безопасного ведения работ, охраны недр и окружающей природной среды.
Аудит недропользования проводится аттестованными специализированными организациями по инициативе недропользователей или по решению органа, предоставившего лицензию на пользование недрами.

16. Признание лицензий на право пользования недрами недействительными

16.1. Сделки, связанные с предоставлением лицензий для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, считаются недействительными в случаях:
а) грубого нарушения правил конкурса;
б) отказа претендента от внесения платежа, связанного с предоставлением лицензии;
в) предоставления претенденту незаконных преимуществ перед другими претендентами;
г) нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации или соответствующих антимонопольных требований Закона Республики Северная Осетия-Алания "О недропользовании в Республике Северная Осетия-Алания";
д) установления факта сговора между должностными лицами, участвующими в предоставлении лицензии, и претендентом на приобретение лицензии с целью либерализации ее условий и снижения размера платежей, связанных с пользованием недрами;
е) наличия других оснований, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
16.2. Споры о признании сделок недействительными рассматриваются в суде или арбитражном суде.
16.3. Отказ в выдаче лицензии может последовать при условиях:
а) подачи заявки на предоставление лицензии с нарушением требований, установленных настоящим Положением;
б) умышленного представления заявителем неверных сведений о себе;
в) если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного ведения работы и выполнения условий лицензии.

17. Платежи за пользование недрами

17.1. Пользование недрами для геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых является платным, за исключением случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах".
При пользовании недрами для геологического изучения и разработки общераспространенных полезных ископаемых предусматриваются следующие виды платежей, отчислений и сборов:
а) сборы за участие в конкурсе на получение права пользования участком недр;
б) сборы за выдачу лицензии на пользование участком недр;
в) разовые платежи за пользование недрами (бонус);
г) регулярные платежи за пользование недрами (роялти);
д) платежи за пользование геологической информацией по предоставленному участку недр, полученной за счет государственных средств.
Кроме того, пользователи недр производят другие платежи и сборы, предусмотренные законодательствами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
17.2. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания на основании соответствующих критериев, установленных нормативными актами Российской Федерации, согласовывает конкретные размеры указанных платежей и сборов по всем объектам недропользования, по которым предусматривается геологическое изучение и разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Размер лицензионного сбора за прием, регистрацию, рассмотрение документов, оформление и выдачу лицензии, затраты на экспертизу пакетов лицензионных документов, подготовку материалов к конкурсам, проведение конкурсов определяются на основе прямых сметно-финансовых расчетов Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания.
Стоимость подготовки пакетов лицензионных документов (включая натурное обследование лицензируемых объектов, топоработы, урегулирование спорных вопросов и т.д.) и стоимость геологического изучения месторождений (при совмещении геологических и добычных работ) определяются договором между недропользователем и организацией, проводящей геологические работы.
17.3. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами с целью геологического изучения и разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также их виды и формы определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" в редакции федеральных законов от 03.03.1995 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" и от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, Методическими указаниями по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации.
17.4. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого при условии, что стоимость единицы добытого полезного ископаемого не более чем на 10% будет отклоняться в сторону понижения или повышения от действующих рыночных цен на данный вид полезного ископаемого.
17.5. Взимание с пользователей недр иных платежей, не предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, не допускается.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru