Законодательство
Северная Осетия - Алания

Северная Осетия - Алания

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Северная Осетия-Алания от 15.03.1999 № 4-РЗ
(ред. от 22.05.2006)
"ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
Газета "Северная Осетия".



Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 26 данного документа).



15 марта 1999 года № 4-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

(в ред. Закона Республики Северная Осетия - Алания
от 22.05.2006 № 28-РЗ)

Принят постановлением
Парламента РСО - Алания
от 24.02.1999 № 138/12

Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия - Алания, Кодексом законов о труде Российской Федерации и Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально - экономические, организационно - технические, санитарно - гигиенические, лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека;
опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в процессе трудовой деятельности создает угрозу для жизни и здоровья работников;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленных нормативов;
рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с выполнением им обязанностей по трудовому договору и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающая в себя производство и переработку различных видов сырья, строительства, оказание различных видов услуг;
государственная система управления охраной труда - совокупность организационных форм и методов совместных действий органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профсоюзов и иных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Объединения работодателей, акционерные общества, компании обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на предприятиях и в организациях во взаимодействии с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда.

Статья 2. Законодательство об охране труда в Республике Северная Осетия - Алания и сфера его применения

1. Законодательство Республики Северная Осетия - Алания об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Кодексе законов о труде в Российской Федерации, состоит из Конституции Республики Северная Осетия - Алания, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания.
2. Действие настоящего Закона распространяется на:
работодателей (физическое либо юридическое лицо) независимо от сфер хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и форм собственности Республики Северная Осетия - Алания;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях,
на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Республики Северная Осетия - Алания об охране труда, устанавливаются правила, процедура и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в п. 2 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия - Алания в пределах своей компетенции.

Статья 4. Основные направлнения государственной политики в области охраны труда

1. К основным принципам и направлениям государственной политики в области охраны труда в Республике Северная Осетия - Алания относятся:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работника;
реализация федеральных законов и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда, принятие и реализация республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания об охране труда, а также отраслевых целевых и территориальных целевых программ;
государственное управление охраной труда, надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда и профилактике заболеваемости работающих;
подготовка специалистов и повышение квалификации специалистов по охране труда;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовыми помещениями, устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет работодателя согласно существующим нормам;
расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с принятием конкретных мер по их предотвращению в дальнейшем;
запрещение или ограничение производственных процессов, веществ и материалов, представляющих опасность для жизни и здоровья работников, в соответствии с заключением уполномоченных на то органов;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемому профессиональными союзами и другими представительными органами;
содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и от профзаболеваний.
2. Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Республики Северная Осетия - Алания, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в области охраны труда

1. К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в области охраны труда относятся:

реализация государственной политики в области охраны труда на территории Республики Северная Осетия - Алания;
разработка и принятие республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания об охране труда;
государственное управление охраной труда на территории Республики Северная Осетия - Алания;
участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях:
передача в установленном порядке в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда;
обеспечение взаимодействия органов государственной власти Республики Северная Осетия - Алания и органов местного самоуправления, объединений работодателей, а также профсоюзов и их объединений и иных уполномоченных работников представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики в области охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда во взаимодействии с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда и в этих целях создают в своих структурах соответствующие службы охраны труда, которые:
осуществляют координацию и методическое руководство работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования;
принимают участие в расследовании групповых несчастных случаев с тяжелым исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
содействуют организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации забот по охране труда в организациях;
содействуют обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний;
содействуют организации обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов;
совместно с заинтересованными организацией участвуют в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
информируют общественность через средства массовой информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования.

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В
УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 7. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации. Категории работников, занятых в условиях производства повышенного риска (опасные и вредные условия труда), могут дополнительно подлежать личному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодателем в размерах страховых сумм, определяемых коллективным договором или соглашением между работодателем, профсоюзным комитетом или другой представительной организацией работников предприятия;
получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного
контроля за соблюдением требований охраны труда;
обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;
личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;
внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;
компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия - Алания, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными условиям и труда.

Статья 8. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда.
3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.
4. При отказе работника от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными и республиканскими законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.
7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Статья 9. Ограничения выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

На тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин, а также лиц моложе восемнадцати лет и лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 10. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда на территории Республики Северная Осетия - Алания осуществляется непосредственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области охраны труда в пределах их полномочий.

Статья 11. Служба охраны труда в организации

1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой, осуществляющей производственную деятельность организации с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
2. В организации численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Наряду с этим приказом возлагает выполнение по совместительству обязанностей специалиста по охране труда на ответственного работника предприятия, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
3. Структура службы охраны труда и численность работников службы охраны труда в организации определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

Статья 12. Комитеты (комиссии) по охране труда

1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

Статья 13. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
2. Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обеззараживание средств индивидуальной защиты работников за счет собственных средств;
применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
условия труда, соответствующие требованиям охраны труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;
приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знаний, требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случаях медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора, органов местного самоуправления и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Статья 14. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Статья 15. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда.
2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений Государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
4. Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно - гигиеническая, медико - биологическая) оценка которых не проводилась.
5. В случае использования новых, не применявшихся в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.
6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификат соответствия.

Статья 16. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда

1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
4. Органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания содействуют организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
5. Органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания содействуют обеспечению профессиональной подготовки специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Статья 17. Финансирование мероприятия по улучшению условий и охраны труда

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Северная Осетия - Алания, бюджетов органов местного самоуправления, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Северная Осетия - Алания и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
добровольных взносов организаций и физических лиц.
3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно - правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в установленном федеральным законодательством порядке.
4. В Республике Северная Осетия - Алания, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.
5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 18. Государственный надзор и контроль

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда на территории Республики Северная Осетия - Алания осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Государственная экспертиза условий труда

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской государственной экспертизой условий труда и Государственной экспертизой условий труда Республики Северная Осетия - Алания.
2. Положение о Государственной экспертизе условий труда Республики Северная Осетия - Алания утверждается Правительством Республики Северная Осетия - Алания.
3. Задачами Государственной экспертизы условий труда являются: контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
Экспертное заключение по соблюдению законодательства по охране труда и условиям безопасности является обязательным основанием при выдаче лицензии на любой вид деятельности, а также для рассмотрения вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 20. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников а области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда;
обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 21. Ответственность организации за выпуск и поставки продукции, и соответствующей требованиям охраны труда

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Приостановление деятельности организация или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда

1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений и эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ликвидация организации иди прекращения деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

Решение о ликвидации организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. О приведении в соответствие с настоящим Законом правовых актов

Главе Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
(в ред. Закона Республики Северная Осетия - Алания от 22.05.2006 № 28-РЗ)

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Северная Осетия - Алания
А.ДЗАСОХОВ
Владикавказ
15 марта 1999 года
№ 4-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru