Законодательство
Северная Осетия - Алания

Северная Осетия - Алания

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республике Северная Осетия-Алания от 10.11.1996
"О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
Газета "Северная Осетия"


Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 № 73-РЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 49 данного документа).



10 ноября 1996 года
   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Принят постановлением
Парламента РСО - Алания
от 24.10.1996 № 149

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан в Республике Северная Осетия-Алания, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан республики, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по удовлетворению потребностей граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально - психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Статья 2. Законодательство о социальном обслуживании

Законодательство о социальном обслуживании населения в Республике Северная Осетия-Алания состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
3) социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Законом;
4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятии и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Республики Северная Осетия-Алания и находящихся в ведении органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 5. Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности;
7) профилактической направленности.

Статья 6. Государственные стандарты социального обслуживания

1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
2. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 7. Гарантии соблюдения прав граждан в сфере социального обслуживания

Государство гарантирует гражданам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается.
На основе федерального перечня гарантированных государством социальных услуг устанавливается территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, утверждаемый Правительством Республики Северная Осетия-Алания с учетом потребностей населения, проживающего на территории Республики Северная Осетия-Алания, при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается.

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ

Статья 8. Право граждан на социальное обслуживание

1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Законом.
2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются в Республике Северная Осетия-Алания тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Статья 9. Права граждан при получении социальных услуг

При получении социальных услуг граждане имеют право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения Республики Северная Осетия-Алания;
информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
согласие на социальное обслуживание;
отказ от социального обслуживания;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Статья 10. Право граждан на информацию в сфере социального обслуживания

Граждане имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также других условиях их предоставления.
Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям.
Граждане, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.

Статья 11. Согласие на социальное обслуживание

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений, предусмотренных в части первой статьи 10 настоящего Закона.
При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей.
Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, а также Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Помещение граждан в специальные стационарные учреждения социального обслуживания осуществляется на условиях, указанных в статье 24 настоящего Закона.

Статья 12. Отказ от социального обслуживания

Граждане, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
В случае отказа от социального обслуживания гражданам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
Отказ граждан от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.

Статья 13. Конфиденциональность информации

Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.
Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

1. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 8 настоящего Закона, а также имеют право на:
1) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно - гигиеническим требованиям;
2) уход, первичную медико - санитарную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;
3) бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также на бесплатную протезно - ортопедическую помощь;
4) социально - медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
5) добровольное участие в лечебно - трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;
6) медико - социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;
7) свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами;
8) бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;
9) предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;
10) сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение всего времени пребывания в этом учреждении.
Дети - инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являвшиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни;
11) участие в общественных комиссиях по защите прав граждан, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.
2. Дети - инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Граждане, проживающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения. Оплата лечения граждан в указанных учреждениях здравоохранения осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования.
4. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Трудовая деятельность граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора.
Гражданам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно - трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями в порядке, определенном существующим законодательством.
Принуждение граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно - трудовой деятельности не допускается.

Статья 16. Отказ от услуг стационарного учреждения социального обслуживания

Граждане, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания и не относящиеся к категории граждан, указанных в части первой статьи 17 настоящего Закона, имеют право отказаться от услуг указанных учреждений.

Статья 17. Ограничения прав граждан при оказании им социальных услуг

Ограничения прав граждан при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными.
Вопрос о помещении граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения.
Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
Гражданам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому.
Отказ в предоставлении гражданам социальных услуг по основаниям, определенным в части третьей настоящей статьи, подтверждается совместным заключением администрации муниципального центра социального обслуживания (органа социальной защиты населения) и врачебно - консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Социальное обслуживание граждан, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения ими норм и правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг.

Статья 18. Плата за социальное обслуживание

1. Социальное обслуживание осуществляется социальным службами бесплатно и за плату.
2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 19 настоящего Закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
3. Порядок и условия оплаты социальный услуг в государственной системе социальных служб, а также тарифы на них определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

Статья 19. Основания для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб

1. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:
1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Северная Осетия-Алания;
2) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Дополнительные основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами местного самоуправления.

Глава III. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН

Статья 20. Формы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание граждан включает:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально - медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах - интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально - консультативную помощь;
6) материальную помощь.
2. Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
3. Социальное обслуживание по желанию граждан может осуществляться на постоянной или временной основе.

Статья 21. Социальное обслуживание на дому

1. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания и осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
2. К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.
3. При обслуживании граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
4. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
5. Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
6. Порядок и условия зачисления на социальное обслуживания на дому определяются местным органом исполнительной власти по социальной защите населения в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.

Статья 22. Социально - медицинское обслуживание на дому

Социально - медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением заболеваний, указанных в части четвертой статьи 17 настоящего Закона.
Социально - медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. В штат указанных отделений вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством об охране здоровья граждан.

Статья 23. Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает социально - бытовое, медицинское и культурное обслуживания граждан, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 17 настоящего Закона.
Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Статья 24. Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в учреждениях социального обслуживания путем предоставления разносторонней социально-бытовой помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарное социальное обслуживания граждан осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Не допускается помещение детей - инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решений органов местного самоуправления. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.
Специальные стационарные учреждения социального обслуживания создаются по решению Правительства Республики Северная Осетия-Алания и находятся в ведении республиканского органа социальной защиты населения.

Статья 25. Срочное социальное обслуживания

1. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
2. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) разовое оказание материальной помощи;
4) содействие в получении временного жилого помещения;
5) организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
6) организацию экстренной медико - психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
7) иные срочные социальные услуги.
3. Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

Статья 26. Социально - консультативная помощь

1. Социально - консультативная помощь клиентам социальной службы направлена на их адаптацию в обществе, ослабление напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
2. Социально - консультативная помощь клиентам социальной службы ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
1) выявление лиц, нуждавшихся в социально - консультативной помощи;
2) профилактику различного рода социально - психологических отклонений;
3) работу с семьями, в которых живут клиенты социальной службы, организацию их досуга;
4) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
5) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем клиентов социальной службы;
6) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
7) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для клиентов социальной службы.
3. Организацией и координацией социально - консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.

Статья 27. Реабилитационные услуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Статья 28. Материальная помощь

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и местного самоуправлении.

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН

Статья 29. Система социального обслуживания

Система социального обслуживания граждан основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.

Статья 30. Государственный сектор социального обслуживания

В государственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием Республики Северная Осетия-Алания, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 31. Муниципальный сектор социального обслуживания

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания. Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с федеральным и территориальным перечнями гарантированных государством социальных услуг, предусмотренных в статьях 21, 23, 25 и 26 настоящего Закона, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройства клиентов социальной службы.

Статья 32. Муниципальные центры социального обслуживания

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
Муниципальные центры социального обслуживания занимаются выявлением граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально - консультативную помощь.
В целях решения вопросов трудоустройства граждан и трудовой реабилитации инвалидов муниципальные центры социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки.
Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания. Доход от их деятельности поступает на развитие социального обслуживания в муниципальные центры социального обслуживания.
При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промышленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан, в семьях которых среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Северная Осетия-Алания.
Муниципальные центры социального обслуживания могут осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Деятельность муниципальных центров социального обслуживания финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Размеры расходов на эти цели определяются органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюджетов.
Для оказания помощи в деятельности администрации муниципального центра социального обслуживания могут создаваться общественные (попечительские) советы.

Статья 33. Муниципальный жилищный фонд социального использования для клиентов социальной службы

Муниципальный жилищный фонд социального использования для клиентов социальной службы является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.
Муниципальный жилищный фонд социального использования для клиентов социальной службы включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.
Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для клиентов социальной службы предоставляются одиноким гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства, а также в случаях и на условиях, предусмотренных в статье 14 настоящего Закона. Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для клиентов социальной службы предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством.
Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования для клиентов социальной службы являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду. Клиентам социальной службы, проживавшим в указанных жилых помещениях, не разрешается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.

Статья 34. Негосударственный сектор социального обслуживания.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан.
Деятельность субъектов негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 35. Учреждения и предприятия социального обслуживания

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого - педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых граждан;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей, дома - интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.
Учреждения социального обслуживания, учредителями которых являются благотворительные, общественные или религиозные организации, пользуются льготами по налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Имущество учреждений и предприятий социального обслуживания государственной и муниципальной собственности не может быть сдано в аренду, отдано в залог, отчуждено иным способом, за исключением случаев, когда это необходимо для осуществления целевой деятельности организации.

Статья 36. Лицензирование в области социального обслуживания

Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 37. Управление социальным обслуживанием

1. Управление государственной системой социальных служб осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с их полномочиями.
2. Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
3. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.
4. Координация деятельности и научно - методическое обеспечение социальных служб осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН

Статья 38. Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания

Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания подлежит лицензированию. Условия и порядок лицензирования профессиональной деятельности в указанной сфере определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания граждан имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование или профессиональную подготовку и получившие в установленном порядке лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания.
До получения указанной лицензии социальные работники всех уровней подготовки имеют право работать по избранному профилю только в качестве стажеров под руководством опытных специалистов, имеющих лицензии на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания.
Для оказания основных социально - бытовых услуг могут привлекаться граждане, не имеющие профессиональной подготовки, на условиях трудового договора, заключаемого с органами управления социальным обслуживанием населения или учреждениями социального обслуживания. Эти граждане могут выполнять свои обязанности по социальному обслуживанию без получения соответствующей лицензии.

Статья 39. Право на частную деятельность в сфере социального обслуживания

Право на частную деятельность в сфере социального обслуживания имеют граждане или учреждения, получившие лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Орган, выдавший лицензию на профессиональную частную деятельность в сфере социального обслуживания, вправе аннулировать лицензию или приостановить ее действие в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется в соответствии с частью третьей статьи 46 настоящего Закона.

Статья 40. Права социальных работников

1. Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:
1) работу на условиях трудового договора (контракта);
2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;
3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;
4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживании;
5) повышение квалификации за счет работодателя;
6) бесплатное получение жилой площади и жилищно - коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
2. При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:
1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определенном существующим законодательством;
2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;
3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания клиентов социальной службы в порядке, определенном существующим законодательством;
4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определенном существующим законодательством.
3. Дополнительные льготы, предоставляемые социальным работникам, определяются законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.

Глава VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 41. Имущественное обеспечение социальных служб

Социальные службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания, обеспечиваются земельными участками, имуществом, необходимым для выполнения их уставных задач.

Статья 42. Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания.

1. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, производится за счет средств федерального бюджета. Финансирование государственных учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью Республики Северная Осетия-Алания и находящихся в ее ведении, производится за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
2. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
3. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются:
1) средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения;
2) кредиты банков и средства других кредиторов;
3) доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социального обслуживания населения, осуществляемой в соответствии с существующим законодательством;
4) доходы от ценных бумаг;
5) средства, поступившие от граждан в качестве платы за социальные услуги;
6) благотворительные взносы и пожертвования;
7) другие источники, не запрещенные законом.
Денежные средства, в том числе находящиеся на банковских счетах, а также средства от реализации имущества граждан, проживавших в стационарных учреждениях социального обслуживания, а также обслуживавшихся не в стационарных учреждениях социального обслуживания и умерших не оставивших завещания и не имевших наследников, переходят в собственность государства и могут направляться на развитие социального обслуживания.
Контроль за целевым расходованием указанных средств осуществляется органами социальной защиты населения.
4. Учреждения социального обслуживания независимо от форм собственности пользуются льготным налогообложением в порядке. установленном законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания о налогообложении.
5. Банки, предприятия, организации, учреждения и физические лица, направляющие имущественные, финансовые и интеллектуальные ценности в форме инвестиций в социальные службы и оказывающие им различные услуги и иную поддержку, пользуются льготами, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
6. Финансирование социальных служб иных форм собственности осуществляется из источников, предусмотренных их уставами либо другими учредительными документами.

Статья 43. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
2. Предпринимательская деятельность учреждений социального обслуживания подлежит льготному налогообложению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 44. Кадровое обеспечение социальных услуг

1. Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.
2. Гарантии и льготы работникам государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с их полномочиями.
3. Медицинские работники государственной системы социальных служб, непосредственно занятые социально - медицинским обслуживанием, пользуются льготами в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
4. На работников учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания для педагогических кадров образовательных учреждений для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно - воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
5. Гарантии и льготы работникам социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе.

Глава VII. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ГРАЖДАН

Статья 45. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания в области социального обслуживания

Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы социального обслуживания населения.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 46. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в государственном секторе социального обслуживания осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции, а также министерствами, иными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими в своем подчинении учреждения социального обслуживания.
Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в муниципальном секторе социального обслуживания осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования, а также органами управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органами управления социальным обслуживанием Республики Северная Осетия-Алания.
Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания осуществляется государственными, муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции.
При выявлении случаев нарушения прав граждан в сфере социального обслуживания, предусмотренных настоящим Законом, государственных стандартов качества социального обслуживания органы социальной защиты населения, выдавшие учреждениям социального обслуживания лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания, вправе приостанавливать ее действие. Вопрос об окончательном прекращении такой деятельности решается учредителями или собственниками учреждений социального обслуживания либо в судебном порядке.
Общественный контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан.

Статья 47. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность лиц, занятых в области социального обслуживания, если их действия (бездействие) повлекли за собой опасные для жизни и здоровья клиента социальной службы последствия или иное нарушение его прав, наступает в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 48. Обжалование действий (бездействия) социальных служб

Действия (бездействие) социальных служб могут быть обжалованы гражданином, его опекуном, попечителем, другим законным представителем в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо в суд.

Статья 49. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Президенту и Правительству Республики Северная Осетия-Алания в течение трех месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент
Республики Северная Осетия-Алания
А.ГАЛАЗОВ
Владикавказ
10 ноября 1996 года


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru