Законодательство
Северная Осетия - Алания

Северная Осетия - Алания

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Северная Осетия-Алания от 30.04.1999 № 12-РЗ
"О ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

Официальная публикация в СМИ:
Газета "Северная Осетия"


Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Северная Осетия - Алания от 28.04.2005 № 26-РЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 36 данного документа).



30 апреля 1999 года № 12-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ЗАКОН

О ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Принят постановлением
Парламента РСО - Алания
от 20.04.1999

Настоящий Закон определяет правовые, организационные, финансово - экономические основы деятельности жилищно - коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания как системы жизнеобеспечения населенных пунктов, защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг, а также формы и способы государственного контроля качества обслуживания и регулирования деятельности жилищно - коммунального хозяйства.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины жилищно - коммунального хозяйства

Жилищно - коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно - коммунальных услуг.
Собственник жилищно - коммунального хозяйства - Российская Федерация, Республика Северная Осетия - Алания, муниципальные образования, юридические лица и граждане, зарегистрировавшие право собственности на указанные объекты в установленном законом порядке.
Объекты жилищно - коммунального хозяйства - сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно осуществляющие процессы предоставления услуг.
Инженерная инфраструктура - комплекс сооружений технологического цикла инженерных сетей водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, являющихся субъектами хозяйствования и исполнителями по производству услуг жилищно - коммунального хозяйства.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства - организации различных форм собственности, имеющие лицензию и осуществляющие эксплуатацию и обслуживание объектов жилищно - коммунального хозяйства по договору с собственником или уполномоченной им организацией на конкурсной основе (они же подрядчики).
Потребитель жилищно - коммунальных услуг - гражданин или организация, пользующиеся услугами жилищно - коммунального хозяйства на основании заключенного с заказчиком договора.
Службы заказчика - муниципальные унитарные предприятия (муниципальные учреждения) либо подразделения органов местного самоуправления (управления, комитеты), уполномоченные собственником объектов жилищно - коммунального хозяйства управляющие организации, наделенные полномочиями для формирования муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг жилищно - коммунального назначения, заключение договоров, контроля за их выполнением.
Государственная жилищная инспекция - республиканский орган, осуществляющий контроль за реализацией основополагающих нормативных актов по осуществлению региональной жилищной политики, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, защищающий права и законные интересы граждан и государства.
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, который включает в себя земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.
Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
Демонополизация - снижение уровня концентрации рынка путем создания необходимых условий для возникновения и развития конкуренции.
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Тарифы на жилищно - коммунальные услуги - система ставок платы за обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг.
Инвестиционная составляющая тарифа - часть тарифа, предназначенная для финансирования развития объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Нормативы потребления коммунальных услуг - государственный минимальный социальный стандарт, характеризующий объективно необходимый минимальный объем и качество предоставляемых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения. В пределах указанного норматива осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг - средства, предоставляемые малоимущим гражданам органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Основные технологические фонды жилищно - коммунального хозяйства - фонды, служащие непосредственному удовлетворению потребителей в услугах жилищно - коммунального хозяйства и формирующие инженерную инфраструктуру (основное производство и водо-, тепло-, электро-, газоснабжения).
Основные производственные фонды жилищно - коммунального хозяйства - фонды, обеспечивающие обслуживание объектов инженерной инфраструктуры.

Статья 2. Правовая основа деятельности жилищно - коммунального хозяйства

Правовую основу деятельности жилищно - коммунального хозяйства составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Конституция Республики Северная Осетия - Алания, законы и иные правовые акты Российской Федерации, Республики Северная Осетия - Алания, правовые акты органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Задачей настоящего Закона является регулирование взаимоотношений по производству и реализации жилищно - коммунальных услуг, договорных отношений между собственниками объектов жилищно - коммунального хозяйства, службами заказчика, исполнителями и потребителями услуг, установление их прав, обязанностей и ответственности, оценка и стимулирование качества предоставляемых услуг.

Статья 3. Цель и назначение жилищно - коммунального хозяйства как системы жизнеобеспечения

Целью создания и назначения жилищно - коммунального хозяйства является обеспечение соответствующего уровня экономического развития республики, качества среды обитания человека путем предоставления услуг потребителям и обеспечения сохранности объектов жилищно - коммунального хозяйства, поддержание необходимого санитарного состояния населенных пунктов, надежности и устойчивости работы указанных объектов.

Статья 4. Виды деятельности в жилищно - коммунальном хозяйстве

Жилищно - коммунальное хозяйство, исходя из функциональных и технологических особенностей, включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:
- водоснабжение, водоотведение (включая ливневую канализацию), теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (включая сжиженный и природный газ), имеющие промышленно - индустриальный характер;
- очистка сточных вод (включая утилизацию осадков сточных вод), сбор, вывоз, утилизация и захоронение бытовых отходов, уборка улиц, дорог, площадей (зимняя и летняя), обеспечивающие санитарно - экологическую безопасность территорий населенных пунктов;
- строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов и берегозащитных сооружений, озеленение улиц и дорог, содержание лесопаркового хозяйства, уличное освещение, обеспечивающие благоустройство населенных пунктов;
- содержание и ремонт домов, включая лифтовое хозяйство, уборка и благоустройство придомовых территорий, обслуживание жилищного фонда;
- банно - прачечные, гостиничные и ритуальные услуги;
- транспортные услуги (трамвай, троллейбус);
- учет и инвентаризация жилищного фонда и объектов коммунального назначения.

Глава II. СОБСТВЕННОСТЬ НА ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНО -
КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 5. Формы собственности на объекты жилищно - коммунального хозяйства

Объекты жилищно - коммунального хозяйства могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, а также общей (совместной, долевой) собственности различных субъектов.
Объекты жилищно - коммунального хозяйства, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных предприятий или учреждений в соответствии с действующим законодательством.
Объекты инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно - канализационного хозяйства, благоустройства), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов, могут быть приватизированы по решению органов государственной власти при включении их в местные программы приватизации.
Не подлежат приватизации кладбища, скотомогильники.

Статья 6. Возникновение права собственности на объекты жилищно - коммунального хозяйства

Объекты движимого и недвижимого имущества жилищно - коммунального хозяйства, созданные за счет доходов акционерных обществ, частных фирм, физических лиц, муниципальных образований, средств муниципального, республиканского и федерального бюджетов, являются собственностью соответствующих субъектов и подлежат учету и регистрации в соответствии с действующим законодательством.

Статья 7. Изменение права собственности на объекты жилищно - коммунального хозяйства

Объекты жилищно - коммунального хозяйства могут в установленном порядке передаваться из одной собственности в другую путем:
- приватизации и акционирования;
- передачи государственных объектов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений (ведомственные объекты), в муниципальную собственность;
- купли - продажи объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.
Передача объектов жилищно - коммунального хозяйства государственной собственности должна осуществляться в едином комплексе с предприятиями (организациями), осуществляющими их обслуживание, содержание и ремонт, включая производственные базы, мастерские, гаражи, складские помещения, транспортные средства, иное оборудование, предназначенное для технического обслуживания и ремонта передаваемых объектов, с учетом действующих нормативов при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций.
Не допускается продажа с аукциона объектов жилищно - коммунального хозяйства, осуществляющих:
- уборку улиц и дорог, а также другие виды работ и услуг по благоустройству муниципальных образований;
- строительство, обслуживание и ремонт объектов благоустройства;
- обслуживание жилищного фонда;
- предоставление коммунально - бытовых услуг.
Условия, порядок передачи объектов жилищно - коммунального хозяйства из одной формы собственности в другую определяются в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 8. Права и обязанности собственников жилищно - коммунального хозяйства

Собственники объектов жилищно - коммунального хозяйства имеют право:
- передавать основные фонды (технологические и производственные) в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям - подрядчикам;
- осуществлять контроль за обеспечением надежного и экономически безопасного функционирования объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- применять в установленном порядке меры, предусмотренные законодательством, в случае нарушения исполнителем параметров качества, надежности и других условий предоставления услуг;
- осуществлять контроль за состоянием основных фондов, переданных предприятию - подрядчику и влияющих на качество потребляемых услуг;
- санкционировать прекращение предоставления услуг в случае просрочки потребителем оплаты более установленного срока, определяемого органами местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, если иное не предусмотрено договором;
- инициировать выселение в установленном действующим законодательством порядке владельца (арендатора) из занимаемого жилого помещения, если оплата жилья не производится более установленного срока или имуществу наносится непоправимый вред;
- взыскивать в судебном порядке задолженность с владельца или нанимателя (арендатора) жилого помещения по оплате жилья и коммунальных услуг;
- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством, а также заключенным договором на содержание и техническое обслуживание объектов.
Собственники объектов жилищно - коммунального хозяйства обязаны:
- обеспечивать функционирование развития принадлежащих им объектов жилищно - коммунального хозяйства для достижения установленных параметров качества обслуживания;
- своевременно принимать меры по заключению договоров на обслуживание объектов с потребителями жилищно - коммунальных услуг;
- заключать договоры на обслуживание объектов жилищно - коммунального хозяйства только с организациями, имеющими лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности;
- контролировать предоставление потребителям услуг надлежащего качества в соответствии с действующими правилами, нормами и нормативами, принимать своевременные меры по предотвращению и устранению нарушений качества услуг;
- предусматривать и обеспечивать реализацию мер по повышению потребительских качеств услуг, а также рациональному использованию природных, материальных и энергетических ресурсов;
- своевременно проводить подготовку объектов жилищно - коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;
- производить своевременно и в полном объеме оплату за обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства в соответствии с договором между собственником и организацией, обслуживающей эти объекты;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством, а также заключенным договором на обслуживание объектов.

Статья 9. Ответственность собственников объектов жилищно - коммунального хозяйства

Собственники объектов жилищно - коммунального хозяйства в установленном законом порядке несут ответственность за нарушение правил содержания и обслуживания объектов жилищно - коммунального хозяйства, использования жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг, нормативов обеспечения населения услугами, а также условий договора - найма жилого помещения в виде:
- финансовых санкций, наложенных Государственной жилищной инспекцией (или иным государственным контролирующим либо уполномоченным им органом) на должностных и юридических лиц;
- выплаты в установленном порядке неустойки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств;
- возмещения в установленном порядке убытков за невыполнение своих обязательств перед потребителем;
- возмещения в установленном порядке вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя;
- возмещения потребителю в установленном порядке морального ущерба;
- аннулирования или приостановления в установленном порядке действия лицензий на осуществление их деятельности по содержанию и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства.
- Решение о наложении финансовых санкций может быть обжаловано собственником в установленном законом порядке.

Глава III. СТРУКТУРА И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Статья 10. Органы управления жилищно - коммунальным хозяйством

Регулирование развития текущей деятельности и финансирования жилищно - коммунального хозяйства осуществляется органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания по управлению жилищно - коммунальным хозяйством Республики Северная Осетия - Алания, а также органами местного самоуправления.

Статья 11. Компетенция органов управления жилищно - коммунальным хозяйством

1. Республиканский орган исполнительной власти по управлению жилищно - коммунальным хозяйством Республики Северная Осетия - Алания в пределах своей компетенции:
- проводит комплексный анализ, изучает и обобщает опыт развития жилищно - коммунального хозяйства на территории республики и прогнозирует тенденции его развития;
- разрабатывает и организует выполнение единой экономической, научно - технической и социальной политики в жилищно - коммунальном хозяйстве;
- разрабатывает и организует выполнение единой финансовой и ценовой политики, включая установление ставок и тарифов, субсидий на строительство и эксплуатацию жилищного фонда и коммунальных объектов;
- проводит совместно с органами местного самоуправления работу по реализации и развитию договорных отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве;
разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам жилищно - коммунального хозяйства и обобщает практику применения законодательства органами управления жилищно - коммунальным хозяйством, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности;
- организует и осуществляет контроль за использованием и сохранностью объектов жилищно - коммунального хозяйства независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;
- проводит совместно с органами местного самоуправления работу по совершенствованию природоохранной деятельности объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечению надежности, устойчивости и экологической безопасности населенных пунктов;
- обеспечивает координацию деятельности жилищно - коммунального хозяйства по подготовке к сезонной эксплуатации;
- обеспечивает совместно с органами местного самоуправления организацию учета недвижимости в жилой сфере;
- выступает заказчиком на обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в государственной собственности Республики Северная Осетия - Алания, а также на предоставление услуг потребителям на основе договоров;
- обеспечивает совместно с органами местного самоуправления реализацию отраслевой программы демонополизации на территории республики, содействует развитию конкуренции в жилищно - коммунальном хозяйстве;
- вносит в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий жилищно - коммунального хозяйства;
- разрабатывает совместно с органами местного самоуправления предложения по развитию и оказанию поддержки малому предпринимательству в жилищно - коммунальном хозяйстве региона, а также по обеспечению формирования инфраструктуры малого бизнеса;
- вносит совместно с органами местного самоуправления предложения по поддержке и оздоровлению предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства при угрозе их финансовой несостоятельности;
- вносит предложения по повышению надежности и экологической безопасности инженерных систем жизнеобеспечения;
- осуществляет меры по координации производства продукции для нужд жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с объективными потребностями в ней на территории республики;
- организует подготовку и повышение квалификации кадров для жилищно - коммунального хозяйства;
- осуществляет в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность в области жилищно - коммунального хозяйства;
- контролирует создание и использование чрезвычайных резервных фондов материально - технических ресурсов на региональном и местном уровнях для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно - коммунального хозяйства;
- участвует в распределении бюджетных средств для финансирования чрезвычайных резервных фондов, программ развития жилищно - коммунального хозяйства республики, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также для поддержки городов и населенных пунктов, имеющих слабую градообразующую базу, и на другие цели, финансируемые за счет республиканского бюджета;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Положением, утвержденным Правительством Республики Северная Осетия - Алания.
2. Органы местного самоуправления:
- обеспечивают непосредственное проведение надежной и экологически безопасной эксплуатации объектов жилищно - коммунального хозяйства, создание комфортной среды обитания в населенном пункте;
- выполняют функции заказчика на обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, а также предоставление услуг потребителям на основе договоров;
- изучают, обобщают опыт развития жилищно - коммунального хозяйства в населенных пунктах и представляют информацию в вышестоящие органы управления жилищно - коммунальным хозяйством республики;
- разрабатывают ставки и тарифы на услуги жилищно - коммунального хозяйства, кроме тарифов на электроэнергию и газ, а также нормы потребления жилищно - коммунальных услуг;
- организуют охрану, эксплуатацию, содержание и ремонт объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- разрабатывают проекты решений по развитию жилищно - коммунального хозяйства в населенном пункте;
- проводят работу по осуществлению природоохранной деятельности объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивают надежность, устойчивость и экологическую безопасность населенных пунктов;
- проводят работу по подготовке объектов жилищно - коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;
- реализуют местные программы приватизации объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- создают условия и содействуют развитию конкуренции в обслуживании, содержании и ремонте объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия жилищно - коммунального хозяйства;
- оказывают поддержку малому предпринимательству в жилищно - коммунальном хозяйстве населенного пункта;
- осуществляют внешнеэкономическую деятельность в области жилищно - коммунального хозяйства;
- создают чрезвычайный резервный фонд материально - технических ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно - коммунального хозяйства;
- формируют бюджетные средства для финансирования развития, капитального, текущего ремонта и содержания объектов жилищно - коммунального хозяйства, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных на местном уровне, а также для поддержки и оздоровления несостоятельных предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Статья 12. Права и обязанности органов, выполняющих функции заказчиков на жилищно - коммунальное обслуживание

Органы, выполняющие функции заказчиков на жилищно - коммунальное обслуживание, вправе:
- заключать на конкурсной основе договоры на жилищно - коммунальное обслуживание с предприятиями жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности;
- формировать муниципальный заказ;
- контролировать качество работ и услуг, выполняемых и оказываемых предприятиями жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с договором;
- предъявлять иски предприятиям жилищно - коммунального хозяйства за невыполнение договорных обязательств;
- обеспечивать выполнение других прав, предоставленных им собственником объектов жилищно - коммунального хозяйства, нормативными положениями о службе заказчика, а также иных прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания.
Органы, выполняющие функции заказчиков на жилищно - коммунальное обслуживание, обязаны:
- обеспечивать формирование источников финансирования и направление их на оплату услуг и работ предприятий жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с договорами на развитие жилищно - коммунального хозяйства, а также на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных на местном уровне;
- организовывать работу по отбору объектов жилищно - коммунального хозяйства на капитальный ремонт и реконструкцию, принимать участие в приемке работ по их завершению;
- проводить работу по подготовке объектов жилищно - коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;
- подготавливать предложения по приемке в состав муниципальной собственности вновь вводимых объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- рассматривать предложения, заявления и жалобы потребителей по поводу жилищно - коммунального обслуживания и принимать по ним меры в пределах предоставленных им полномочий;
- осуществлять иные обязанности, возложенные на них собственниками объектов жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с Положением о службе заказчика.
- Органы местного самоуправления могут уполномочить органы, выполняющие функции заказчика на жилищно - коммунальное обслуживание, осуществлять сбор платежей за жилье и коммунальные услуги с населения, а также с промышленных и прочих потребителей услуг.

Статья 13. Права и обязанности потребителя жилищно - коммунальных услуг

Потребитель жилищно - коммунальных услуг имеет право:
- получать услуги установленного в договоре качества, безопасные для его жизни и здоровья, не причиняющие вреда его имуществу;
- требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- не производить оплату услуг на время перерывов сверх установленных договором. Прекращение оплаты не освобождает исполнителя от возмещения вреда и убытков;
- на устранение исполнителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки;
- на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае нарушения его прав;
- на иные права, предусмотренные законодательством.
Потребитель жилищно - коммунальных услуг обязан:
- своевременно, в установленные договором сроки, оплачивать предоставленные услуги;
- рационально использовать услуги по их прямому назначению;
- не совершать действий, ведущих к повреждению объектов жилищно - коммунального хозяйства, нарушающих порядок пользования услугами, установленный договором;
- соблюдать требования техники безопасности при пользовании услугами;
- допускать в свое жилище органы государственной жилищной инспекции, а также исполнителей услуг в случае аварий, повреждений объектов жилищно - коммунального хозяйства, повлекших возникновение угрозы жизни и имуществу граждан;
- производить переоборудование внутренних инженерных сетей лишь с разрешения исполнителя;
- устанавливать, подключать и использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей технические возможности внутридомовой электрической сети, дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также подключать и использовать бытовые приборы и оборудование, включая индивидуальные приборы очистки воды, не имеющие технических паспортов (свидетельств), не отвечающие требованиям безопасности эксплуатации и санитарно - гигиеническим нормативам, лишь с письменного разрешения исполнителя;
- не нарушать имеющиеся и не повреждать технические средства учета услуг;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Статья 14. Права и обязанности исполнителя жилищно - коммунальных услуг

Исполнитель жилищно - коммунальных услуг имеет право:
- применять меры, предусмотренные договором, в случае нарушения потребителем сроков платежей;
- осуществлять контроль за потреблением услуг путем проведения осмотров состояния инженерного оборудования у потребителя;
- прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев или нарушения потребителем своих обязательств (до ликвидации задолженности или устранения выявленных нарушений);
- на иные права, предусмотренные законодательством.
Исполнитель жилищно - коммунальных услуг обязан:
- своевременно принимать меры по заключению договора на предоставление услуг;
- предоставлять услуги установленного качества (потребительских свойств и режима предоставления);
- устанавливать по согласованию с органами местного самоуправления форму регистрации требований (претензий), предъявляемых потребителям в связи с нарушением установленного качества услуг и срока установления недостатков;
- принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества предоставляемых услуг потребителю;
- своевременно информировать потребителей об изменении качества услуг;
- не допускать нарушений технологических процессов и снижения качества предоставляемых услуг, а также способствовать рациональному использованию ресурсов;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Статья 15. Ответственность исполнителя жилищно - коммунальных услуг

Исполнители жилищно - коммунальных услуг за нарушение правил и нормативов обеспечения населения жилищно - коммунальными услугами, а также условий договора найма, аренды или обслуживания жилого помещения несут ответственность в установленном законодательством порядке в виде:
- наложения штрафа государственной жилищной инспекцией (или иным контролирующим органом) на должностных лиц;
- возмещения убытков за невыполнение своих обязательств перед потребителями;
- возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу потребителя;
- возмещения морального вреда;
- аннулирования или приостановления в установленном порядке действия лицензий на осуществление деятельности по содержанию и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Если исполнитель своевременно, после заключения договора, не приступил к предоставлению услуг, потребитель вправе потребовать уменьшения размеров оплаты за услуги и возмещение убытков, а также уменьшения оплаты услуг в случае обнаружения недостатков в качестве предоставляемых услуг.
Штрафы, предусмотренные частью первой настоящей статьи, взыскиваются в бесспорном порядке.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставляемых услуг, если докажет, что оно произошло вследствие непредвиденных обстоятельств.

Статья 16. Предприятия жилищно - коммунального хозяйства, обслуживающие объекты жилищно - коммунального хозяйства

Предприятия жилищно - коммунального хозяйства создаются для обслуживания основных фондов объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов, их содержания и ремонта, контроля за возникновением аварийных ситуаций, их предупреждения и ликвидации.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства могут создаваться в форме государственных и муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов и других юридических лиц в соответствии с действующим законодательством.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства могут создаваться для обслуживания, содержания и ремонта как конкретного вида деятельности жилищно - коммунального хозяйства (ремонтные жилищно - эксплуатационные предприятия, предприятия водопроводно - канализационного хозяйства, тепло-, электро- и газоснабжения, санитарной очистки городов, уборки улиц, строительства дорог, озеленения городов и другие), так и в виде многоотраслевых предприятий, обслуживающих ряд разнородных объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Республиканский орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, органы местного самоуправления передают предприятиям жилищно - коммунального хозяйства в хозяйственное ведение основные фонды (производственные базы, мастерские, гаражи, складские помещения, транспортные средства, иное оборудование), предназначенные для обслуживания, содержания и ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов. С учетом экономической целесообразности и местных условий данным предприятиям могут быть переданы в хозяйственное ведение и основные фонды объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства приобретают право на осуществление своей деятельности лишь при получении лицензии в органах, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Статья 17. Основные функции предприятий жилищно - коммунального хозяйства, обслуживающих объекты жилищно - коммунального хозяйства

- Предприятия жилищно - коммунального хозяйства, обслуживающие объекты жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с договорами на оказание услуг:
- обеспечивают надлежащую сохранность жилищного фонда и других объектов коммунального хозяйства;
- обслуживают, содержат и ремонтируют объекты жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации;
- предоставляют жилищно - коммунальные услуги потребителям;
- организуют работы по ликвидации аварий на обслуживаемых объектах жилищно - коммунального хозяйства;
- выполняют работы по благоустройству населенных пунктов, улучшению санитарного и экологического состояния населенных пунктов;
- обеспечивают развитие производственно - технической базы в жилищно - коммунальной сфере;
- осуществляют иные функции в соответствии с их назначением.
Не допускается возложение на предприятия, осуществляющие обслуживание, содержание и ремонт объектов жилищно - коммунального хозяйства, функций органов управления жилищно - коммунальным хозяйством.

Статья 18. Предприятия жилищно - коммунального хозяйства, осуществляющие учет недвижимости в жилищной сфере

Учет недвижимости в жилищной сфере осуществляется унитарными специализированными предприятиями жилищно - коммунального хозяйства - бюро технической инвентаризации. Данные предприятия осуществляют сбор, обработку, хранение и выдачу информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости основных фондов объектов жилищно - коммунального хозяйства на основе результатов периодических обследований, а также ведение единой базы данных.

Статья 19. Взаимоотношения предприятий жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности с промышленными и иными потребителями услуг

1. Взаимоотношения предприятий жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности с промышленными и иными потребителями услуг строятся на основе договоров.
Договоры между предприятиями жилищно - коммунального хозяйства с промышленными и иными потребителями могут заключаться:
- непосредственно между промышленными, а также иными потребителями жилищно - коммунального хозяйства;
- между промышленными, а также иными потребителями услуг и органами, выполняющими в населенном пункте функции заказчика на жилищно - коммунальное обслуживание.
Договоры на предоставление услуг промышленным и иным потребителям заключаются, исходя из взаимно согласованных условий, объемов и качества их предоставления, а также величины средств, направляемых в виде оплаты за оказанные услуги, и экономических санкций за нарушение договорных обязательств.
2. Величина тарифа на предоставление услуг промышленным потребителям не должна превышать утвержденного органами местного самоуправления тарифа, обеспечивающего полное возмещение затрат жилищно - коммунальных предприятий.

Статья 20. Контроль деятельности предприятий жилищно - коммунального хозяйства

Контроль деятельности предприятий жилищно - коммунального хозяйства в Республике Северная Осетия - Алания осуществляется специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти по управлению жилищно - коммунальным хозяйством республики, Государственной жилищной инспекцией, органами лицензирования, предприятиями жилищно - коммунального хозяйства, осуществляющими учет недвижимости в жилищной сфере, органами местного самоуправления, иными контролирующими органами в пределах их компетенции.

Статья 21. Лицензирование деятельности предприятий по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов

1. Лицензия является обязательным документом, предоставляющим право осуществления деятельности по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.
2. Владельцами лицензий могут быть предприятия любых форм собственности, а также индивидуальные предприниматели.
3. Лицензирование деятельности предприятий по обслуживанию, содержанию и ремонту объектов жилищно - коммунального хозяйства осуществляется уполномоченным на ведение данной деятельности республиканским органом исполнительной власти в целях упорядочения хозяйственной и предпринимательской деятельности, защиты интересов потребителей, соблюдения экологических и санитарных норм и правил рационального использования природных и топливно - энергетических ресурсов.

Статья 22. Развитие конкуренции в жилищно - коммунальном хозяйстве

Развитие конкуренции в жилищно - коммунальном хозяйстве осуществляется с целью создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно - коммунального хозяйства путем:
- реализации мер по демонополизации жилищно - коммунального хозяйства;
- регулирования на уровне Республики Северная Осетия - Алания республиканских социальных стандартов, регламентирующих качество и стоимость обслуживания потребителей, а на уровне местного самоуправления - тарифов или их предельного уровня;
- формирования взаимоотношений между субъектами на договорной конкурсной основе.

Статья 23. Взаимоотношения республиканского органа исполнительной власти по управлению жилищно - коммунальным хозяйством Республики Северная Осетия - Алания и органов местного самоуправления с предприятиями жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности

Взаимоотношения республиканского органа исполнительной власти по управлению жилищно - коммунальным хозяйством республики и органов местного самоуправления с предприятиями жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности строятся на основе договоров.
Система договорных отношений включает в себя:
- договор между собственником объектов жилищно - коммунального назначения и субъектом, принявшим в хозяйственное ведение объекты собственности (служба заказчика);
- договор между службой заказчика и субъектом, поставляющим коммунальные услуги;
- договор между хозяйствующими субъектами;
- договор между службой заказчика и нанимателями (арендаторами), владельцами жилищного фонда, потребителями коммунальных услуг.
В договорах на обслуживание должны быть отражены взаимные обязательства сторон:
- подрядчик (исполнитель услуг) гарантирует уровень качества, надежности и экологической безопасности обслуживания на объемы предоставляемых услуг;
- службы заказчика осуществляют оплату услуг в соответствии с реально достигнутым качеством обслуживания, контролируют выполнение договорных обязательств и предъявляют санкции за нарушение условий договора.
Договор заключается на весь технологический цикл работ, обеспечивающий конечный результат - реализацию услуги непосредственно потребителю независимо от существующего распределения работ между исполнителями (все виды могут выполняться одной организацией, отдельные виды работ могут поручаться субподрядным организациям).

Глава IV. РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 24. Обеспечение сохранности и развития объектов жилищно - коммунального хозяйства

Сохранность объектов жилищно - коммунального хозяйства обеспечивается собственником или иным лицом, к оторому переданы объекты в хозяйственное ведение.
Развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства путем их реконструкции и нового строительства обеспечивается собственниками этих объектов.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства в результате своей хозяйственной деятельности обеспечивают простое воспроизводство основных фондов жилищно - коммунального хозяйства.

Статья 25. Планирование и организация развития жилищно - коммунального хозяйства

Перспективы развития жилищно - коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания в разрезе населенных пунктов определяются соответствующими республиканскими программами.
Целевыми ориентирами для данных программ являются ориентиры, основанные на социальных нормативах, гарантирующих населению удовлетворение основных жизненных потребностей в услугах жилищно - коммунального хозяйства, и анализе фактического уровня обеспеченности услугами, включая их качественные характеристики (надежность, устойчивость и экологическую безопасность обслуживания). Указанные программы подлежат согласованию с органами местного самоуправления.
Программы развития жилищно - коммунального хозяйства должны содержать целевые ориентиры в уровне обслуживания, необходимые организационные и технические мероприятия и объемы инвестиций по годам (не менее, чем на ближайшие два года).
Органы местного самоуправления несут ответственность за развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства местного самоуправления при реализации программ развития жилищно - коммунального хозяйства и инвестиционных проектов.

Статья 26. Обоснование проектов развития жилищно - коммунального хозяйства

Принятие решений по реализации проектов нового строительства, реконструкции объектов жилищно - коммунального хозяйства, а также по реализации новых научно - технических разработок, машин, механизмов, оборудования, технологических процессов осуществляется на основе технико - экономического обоснования, подтверждающего получение как экономического эффекта и предотвращение экологического ущерба, так и социальных результатов (повышение качества среды обитания населенного пункта). Решения по реализации конкретного проекта развития жилищно - коммунального хозяйства принимают федеральные органы государственной власти, Правительство Республики Северная Осетия - Алания, республиканские органы исполнительной власти по управлению жилищно - коммунальным хозяйством, органы местного самоуправления в зависимости от значимости конкретного проекта и источников финансирования.

Глава V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА

Статья 27. Финансирование развития жилищно - коммунального хозяйства

Основными источниками развития жилищно - коммунального хозяйства являются:
- средства федерального, республиканского и местных (районных, городских) бюджетов;
- средства юридических лиц, в том числе финансово - строительных компаний и граждан, выступающих инвесторами по строительству объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- амортизационные отчисления и прибыль предприятий жилищно - коммунального хозяйства, за исключением предприятий, занимающихся эксплуатацией жилья;
- иные поступления в соответствии с решениями Правительства Республики Северная Осетия - Алания и органов местного самоуправления.
Порядок использования средств бюджетов различных уровней для обеспечения развития жилищно - коммунального хозяйства и достижения стандартов качества предоставляемых услуг устанавливается Правительством Республики Северная Осетия - Алания и органами местного самоуправления города Владикавказа и районов республики.

Статья 28. Финансирование текущей деятельности жилищно - коммунального хозяйства

Основными источниками финансирования текущей деятельности жилищно - коммунального хозяйства являются:
- средства населения в форме платежей за жилищно - коммунальные услуги;
- средства предприятий и учреждений за пользование услугами жилищно - коммунального хозяйства;
а также могут быть:
- ассигнования из местного бюджета;
- ассигнования из республиканского бюджета;
- разовые внесения средств гражданами для финансирования конкретных мероприятий по ремонту жилых домов, объектов коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов.
Финансирование мероприятий по подготовке объектов жилищно - коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации осуществляется за счет местных бюджетов и внебюджетных источников.
Отдельные, особо важные объекты, внедрение новых ресурсосберегающих технологий финансируются за счет республиканской целевой программы, ежегодно утверждаемой Правительством Республики Северная Осетия - Алания.

Статья 29. Организация инвестиционного процесса

Строительство и реконструкция объектов жилищно - коммунального хозяйства могут осуществляться за счет средств федерального, республиканского и местного бюджетов, которые выделяются на развитие жилищно - коммунального хозяйства на безвозвратной основе. Созданные за счет указанных средств объекты жилищно - коммунального хозяйства могут передаваться в муниципальную собственность.
Строительство и реконструкция объектов жилищно - коммунального хозяйства могут осуществляться за счет инвестора, финансирующего проекты на коммерческой основе. Для финансирования таких проектов могут создаваться акционерные общества, включающие в свой состав предприятия градообразующей базы, местные органы самоуправления или уполномоченные ими органы, выполняющие функции заказчика, и другие юридические лица или их объединения.
Эксплуатация объектов жилищно - коммунального хозяйства, созданных за счет средств, указанных в части второй настоящей статьи, осуществляется на платной основе в соответствии с действующим законодательством.

Статья 30. Налогообложение предприятий жилищно - коммунального хозяйства

Налогообложение предприятий, организаций жилищно - коммунального хозяйства, товариществ собственников жилья осуществляется на основе федеральных, республиканских законов, правовых актов местного самоуправления.
Земли, занятые строениями и сооружениями инженерной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность населенных пунктов, относятся к землям общего пользования и освобождаются от уплаты налога на землю в республиканский и местные бюджеты.
Средства, поступающие на развитие и обслуживание объектов жилищно - коммунального хозяйства в виде дотаций из республиканского и местных бюджетов, не включаются в налогооблагаемую базу.
Товарищества собственников жилья как некоммерческие организации освобождаются от уплаты налогов, зачисляемых в республиканский бюджет.

Статья 31. Предоставление компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг

Предоставление гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Северная Осетия - Алания производится в соответствии с действующим Положением, утвержденным Правительством Республики Северная Осетия - Алания.

Глава VI. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 32. Надежность и устойчивость работы объектов жилищно - коммунального хозяйства

1. Надежность работы объектов жилищно - коммунального хозяйства определяется их способностью выполнять функции по обеспечению жизнедеятельности населенного пункта без существенного снижения качества среды обитания при любых воздействиях извне. Требования к надежности конкретных объектов отражаются в договорах на обслуживание и измеряются интенсивностью отказов (количеством аварий, повреждений) на единицу измерения масштаба объекта: на 1 километр инженерных сетей в год или обобщенно на 1 миллион рублей стоимости основных фондов (в сопоставимых ценах).
Устойчивость работы объектов жилищно - коммунального хозяйства определяется их способностью восстанавливать свои функции жизнеобеспечения после временной потери такой способности под воздействием негативных внешних факторов. Требования к устойчивости отражаются, как правило, в договорах на обслуживание объектов жилищно - коммунального хозяйства и измеряются в продолжительности среднего (максимального) времени восстановления функциональных способностей указанных объектов.
Надежность и устойчивость работы объектов жилищно - коммунального хозяйства зависит от состояния основных фондов, составляющих производственную структуру объектов жилищно - коммунального хозяйства, и от качества обслуживания этих фондов эксплуатирующим предприятием. Первое условие фиксируется в договоре на обслуживание как объективный фактор, второе - как обязательство эксплуатирующего предприятия.
2. Для объектов жилищно - коммунального хозяйства при превышении предельного (критического) уровня износа собственник обязан принять решение о реконструкции, капитальном ремонте существующих основных фондов либо о строительстве новых и изыскать пути и средства организации этой деятельности. Решение о достижении критического состояния основных фондов выносится независимой экспертной комиссией, образованной республиканским органом исполнительной власти по управлению государственным имуществом и органом местного самоуправления по объектам жилищно - коммунального хозяйства.

Статья 33. Профилактическая замена основных фондов объектов жилищно - коммунального хозяйства

С целью предупреждения достижения критического состояния основных фондов предприятия жилищно - коммунального хозяйства обязаны проводить замену основных фондов исходя из объективной оценки их надежности, устойчивости, срока и условий службы.
При заключении договоров на обслуживание может устанавливаться либо плановый норматив замены основных фондов, либо конечные требования по повышению надежности и устойчивости, достигаемые такой заменой.
Потребитель жилищно - коммунальных услуг оплачивает эти услуги с учетом фактического уровня надежности и устойчивости их предоставления. Увеличение размера оплаты услуг жилищно - коммунального хозяйства под будущие мероприятия по повышению надежности и устойчивости не допускается.
Собственник объектов жилищно - коммунального хозяйства обязан инвестировать средства в замену основных фондов с последующим их возвратом за счет повышения тарифов при условии одновременного повышения качества предоставляемых услуг.

Статья 34. Ремонтное обслуживание основных фондов объектов жилищно - коммунального хозяйства. Аварийные ситуации

Ремонтное обслуживание основных фондов объектов жилищно - коммунального хозяйства осуществляется собственником или иным лицом, которому переданы объекты в хозяйственное ведение.
Для получения органами местного самоуправления и другими собственниками объектов жилищно - коммунального хозяйства достоверной информации о надежности и устойчивости работы этих объектов, а также об экологической безопасности населенного пункта, обслуживаемого ими, в населенных пунктах создаются единые диспетчерские службы, независимые от предприятий жилищно - коммунального хозяйства и получающие информацию непосредственно от потребителей услуг. Указанные диспетчерские службы могут быть созданы непосредственно при органах местного самоуправления, органах, уполномоченных выполнять функции заказчика на жилищно - коммунальное обслуживание, или государственных жилищных инспекциях либо их филиалах в населенных пунктах.
Для ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно - коммунального хозяйства при единых диспетчерских службах создается запас материалов и оборудования за счет средств местного самоуправления.

Статья 35. Подготовка объектов жилищно - коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации

Ответственность за подготовку объектов жилищно - коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации несут собственники объектов и органы местного самоуправления.
Координацию деятельности жилищно - коммунального хозяйства по подготовке к сезонной эксплуатации, а также контроль за ходом подготовки осуществляет республиканский орган исполнительной власти по управлению жилищно - коммунальным хозяйством Республики Северная Осетия - Алания.

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 37. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты Республики Северная Осетия - Алания подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Президент
Республики Северная Осетия - Алания
А.ДЗАСОХОВ
Владикавказ
30 апреля 1999 года
№ 12-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru