| |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16.07.1999 № 210
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"
(Вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 1999 г. № 210
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
В целях выполнения постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 сентября 1998 г. № 286 "О Республиканской целевой программе по улучшению условий и охраны труда на 1998-1999 г.г.", трехстороннего соглашения Совета профессиональных союзов, объединения работодателей и Правительства Республики Северная Осетия-Алания на 1998-1999 г.г., координации совместных действий республиканских органов исполнительной власти, местного самоуправления и работодателей, а также разграничения полномочий представительных и контрольных органов всех уровней по вопросам обеспечения системы государственного управления охраной труда Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной системе управления охраной труда Республики Северная Осетия-Алания.
2. Министерствам, ведомствам Республики Северная Осетия-Алания, администрациям местного самоуправления районов республики и г. Владикавказа привести структуру государственного управления охраной труда в соответствие с утвержденным Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Каргинова К.Г.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.МАМСУРОВ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
--------------------------------¬ ------------------------------------¬
¦ Парламент Республики Северная +--------------+ Правительство ¦
¦ Осетия-Алания ¦ ----------+ Республики Северная Осетия-Алания ¦
L-------------------------------- ¦ L-T-----T----------------------------
¦ ¦ ¦
¦ ------- ¦ ---------------¬
¦ ¦ ¦ ------------+ Министерства ¦
---------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ и комитеты ¦
¦ ¦ ¦ ¦ L-------T-------
----------------+--------------------¬ ¦ --------+----------------+---------¬ ¦ -----------------------------¬ -------------------------¬
¦ Региональное отделение фонда ¦ ¦ ¦ Министерство труда и социального +---------+---------+ Межведомственная комиссия ¦ ¦ Территориальные органы ¦
¦ социального страхования ¦ ¦ ¦ развития РСО-Алания (орган ¦ ¦ ¦ по охране труда РСО-Алания +----+ надзора ¦
¦ Республики Северная Осетия-Алания ¦ ¦ ¦ государственного управления ¦ ¦ L----------------------------- ¦ и контроля ¦
L------------------------------------- ¦ ¦ охраной труда) ¦ ¦ ¦ РСО-Алания ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
-------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ -----------------------------¬ ¦ ¦
¦ Республиканский совет ¦ ¦ ¦ Управление охраной труда +---------+---------+ Республиканский центр ¦ ¦ Прокуратура ¦
¦ профсоюзов ¦ ¦ +----------------------------------+ ¦ ¦ охраны труда ¦ +------------------------+
L-----------------T------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------T--------------- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ Отдел охраны труда ¦ ¦ ¦ ¦ Государственная ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инспекция по охране ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ труда ¦
¦ ¦ ¦ Отдел экспертизы условий труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Госгортехнадзор ¦
¦ ¦ ¦ Отдел исследовательских работ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ экспертизы условий труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L----------------------------------- ¦ ¦ ¦ Госсанэпиднадзор ¦
------------------+------------------¬ ¦ ¦ --------------+--------------¬ ¦ ¦
¦ Отраслевые советы профсоюзов ¦ ¦ ¦ ¦ Учебно-консультационные ¦ ¦ Госэнергонадзор ¦
L-----------------T------------------- ¦ ¦ ¦ +-¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ центры ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ L----------------------------- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Госнефтеинспекция ¦
¦ -----+-----------------------------------¬ ¦ -----------------------------¬ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ Администрации местного самоуправления +------------+---------+ Межведомственные комиссии ¦ ¦ ¦ Центр стандартизации ¦
¦ ¦ г. Владикавказа ¦ ¦ ¦ по охране труда ¦ ¦ ¦ метрологии и ¦
¦ ¦ и районов республики ¦ ¦ L----------------------------- ¦ ¦ сертификации ¦
¦ L----------------------------------------- ¦ ¦ L------------T------------
¦ ¦ ¦ ¦
¦ --------------------------¬ ¦ -----------------------------¬ ¦ ¦
¦ ¦ Отделы по труду органов +-----------+---------+ Подразделения по охране ¦ ¦ ¦
¦ ¦ местного самоуправления ¦ ¦ ¦ труда органов местного ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------------- ¦ ¦ самоуправления ¦ ¦ ¦
¦ ¦ L----------------------------- ¦ ¦
------------------+-------------------¬ --------------------------------------+¬ ¦ ¦
¦ Профсоюзные организации предприятий +---------------+ Предприятия, организации, учреждения +---------------------------------------- ¦
L-------------------------------------- ¦ всех организационно-правовых форм +--------------------------------------------------------
L---------------------------------------
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 16 июля 1999 года № 210
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Государственная система управления охраной труда - совокупность организационных форм и методов совместных действий органов законодательной и исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, объединений работодателей, профсоюзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
Настоящее Положение определяет принципы формирования, функции, задачи, структуру и органы государственной системы управления охраной труда и основывается на Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Северная Осетия-Алания, Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" и Республиканском конституционном законе "О Правительстве Республики Северная Осетия-Алания", Основах законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодексе законов о труде Российской Федерации, соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
1. Принципы формирования государственной системы управления охраной труда
Основополагающими принципами формирования государственной системы управления охраной труда являются:
приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда;
гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав;
профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной труда на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
научная обоснованность требований по охране труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а также правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, стандартах Системы стандартов безопасности труда, организационно-методических документах и инструкциях по охране труда;
сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей наемных работников;
перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления;
неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателей и ответственность за их нарушение.
2. Функции и задачи органов государственной системы управления охраной труда
Государственная система управления охраной труда направлена на обеспечение социальной защиты работников в процессе их трудовой деятельности путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемом на республиканском уровне, отраслевом уровне, уровне местного самоуправления, уровне предприятия.
2.1. Функции государственной системы управления охраной труда:
2.1.1. Организация структуры управления.
2.1.2. Планирование и прогнозирование развития охраны труда и координация деятельности субъектов социально-трудовых отношений.
2.1.3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
2.1.4. Оценка состояния условий и охраны труда и регулирование деятельности в этой сфере.
2.1.5. Информационное обеспечение охраны труда.
2.1.6. Экономическое стимулирование в решении задач улучшения условий и охраны труда.
2.1.1. Организация структуры управления условиями и охраной труда.
Организационно-государственная система управления охраной труда является четырехуровневой (см. схему):
Первый уровень: республиканский. Правительство Республики Северная Осетия-Алания осуществляет непосредственно и по его поручению республиканский орган исполнительной власти по труду - Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, государственное управление охраной труда на территории республики.
Второй уровень: отраслевой. Управление охраной труда в отрасли или определенной сфере деятельности осуществляют республиканские органы исполнительной власти.
Третий уровень: уровень местного самоуправления. Органы исполнительной власти местного самоуправления осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории.
Четвертый уровень: уровень организации, осуществляемый работодателем совместно с профсоюзной организацией или иным уполномоченным работниками организации представительным органом.
2.1.2. Планирование и прогнозирование развития охраны труда и координация деятельности субъектов социально-трудовых отношений.
Республиканский уровень.
Разрабатываются республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда. Оказывается организационно-методическая помощь организациям, структурам местного самоуправления в планировании работ по охране труда.
Отраслевой уровень.
Разрабатываются отраслевые целевые программы улучшения условий и охраны труда, оказывается организационно-методическая помощь организациям отрасли в планировании работ по охране труда.
Уровень местного самоуправления.
Разрабатываются территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда. Органы местного самоуправления оказывают организационно-методическую помощь организациям в планировании работ по охране труда.
Уровень организации.
Разрабатываются мероприятия по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний работников предприятия.
2.1.3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Республиканский уровень.
Осуществляется контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях.
Отраслевой уровень.
Осуществляется ведомственный контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях отрасли.
Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за состоянием условий и охраны труда в организациях муниципального образования.
Уровень организации.
Осуществляется контроль соблюдения работниками предприятия законодательных и иных нормативных правовых актов.
2.1.4. Оценка состояния условия и охраны труда и регулирование деятельности в этой сфере.
Республиканский уровень.
Изучаются условия труда, состояние производственного травматизма, производственно обусловленной и профзаболеваемости, сведения об экономических потерях по нетрудоспособности и затратах на проведение оздоровительных мероприятий по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, по выполнению предписаний органов государственного надзора, ведомственного и общественного контроля по охране труда.
По материалам анализа ежегодно направляются Правительству РСО-Алания и Минтруда Российской Федерации доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию законодательства об охране труда и по формированию государственной политики в области охраны труда на республиканском уровне, разрабатываются республиканские программы улучшения условий и охраны труда.
Отраслевой уровень.
В организациях отрасли изучаются условия труда, состояние производственного травматизма, производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости, сведения об экономических потерях по нетрудоспособности и затратах на проведение оздоровительных мероприятий по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, по выполнению предписаний органов государственного надзора, ведомственного и общественного контроля по охране труда. По материалам анализа ежегодно направляются республиканскому органу исполнительной власти по труду доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда, предложения по совершенствованию республиканского законодательства об охране труда, по формированию государственной политики в области охраны труда, разрабатываются отраслевые программы улучшения условий и охраны труда.
Уровень местного самоуправления.
Осуществляется мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях муниципального образования, проводится анализ состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатываются территориальные программы улучшения условий и охраны труда.
Уровень организации.
Осуществляется анализ состояния условий и охраны труда на предприятии, выполнения мероприятий по колдоговорам и соглашениям по охране труда, предписаний органов государственного надзора и контроля по охране труда.
2.1.5. Информационное обеспечение охраны труда.
Организация движения информационных потоков по охране труда по всем уровням управления на основе современных информационных технологий.
2.1.6. Экономическое стимулирование в решении задач улучшения условий и охраны труда.
Республиканский уровень.
Проведение в пределах полномочий политики экономической заинтересованности юридических и физических лиц, направленной на обеспечение безопасных условий труда на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Разработка мер по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.
Отраслевой уровень.
Разработка экономического механизма стимулирования организаций отрасли, улучшающих условия и охрану труда, и мер воздействия к организациям, нарушающим законодательство и требования по охране труда, не выполняющим обязательства по колдоговорам и соглашениям.
Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления содействуют реализации экономических стимулов в организациях на территории муниципального образования.
Уровень организации.
Участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора и соглашений по охране труда, предусматривающих экономическое стимулирование работников предприятия, выполняющих обязательства по соблюдению безопасных условий труда.
2.2. Задачи органов государственной системы управления охраной труда.
2.2.1. Разработка и реализация требований по охране труда, направленных на формирование благоприятных условий труда и определяющих права, обязанности субъектов, участвующих в управлении охраной труда.
Республиканский уровень.
Разрабатываются и принимаются республиканские законодательные акты по охране труда, конкретизирующие и дополняющие федеральное законодательство в области охраны труда; разрабатываются и утверждаются нормативные требования по охране труда, специфичные для Республики Северная Осетия-Алания.
Отраслевой уровень.
Вносятся предложения по разработке законодательных актов по охране труда, отражающих отраслевые особенности.
Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления выступают с инициативой по разработке и утверждению требований по охране труда, специфичных для данного муниципального образования.
Уровень организации.
Осуществляется соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда на предприятии.
2.2.2. Разработка и обоснование методов социальной защиты работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и подвергающихся повышенному профессиональному риску.
Республиканский уровень.
Разрабатываются и утверждаются дополнительные сверх установленных на федеральном уровне компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, за счет республиканского бюджета.
Отраслевой уровень.
Определяется круг производств и профессий отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска.
Уровень местного самоуправления.
Разрабатываются и утверждаются, в необходимых случаях, дополнительные сверх установленных на федеральном уровне компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, за счет местного бюджета.
Уровень организации.
Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах; участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работников, занятых на работе в условиях повышенного профессионального риска и работах с вредными и опасными условиями труда.
2.2.3. Организация и координация научных исследований в области условий и охраны труда.
Республиканский уровень.
Разрабатывается с учетом региональных условий механизм реализации научных разработок в области условий и охраны труда; организуется проведение республиканских научно-практических конференций, симпозиумов, семинаров по проблемам условий и охраны труда.
Отраслевой уровень.
Организуется проведение отраслевых конференций, семинаров и совещаний по вопросам условий и охраны труда.
Уровень организации.
Участие в проводимых республиканских и отраслевых научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам улучшения условий и охраны труда.
2.2.4. Обеспечение информации о состоянии условий и охраны труда.
Республиканский уровень.
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в республике.
Отраслевой уровень.
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в отрасли.
Уровень местного самоуправления.
Готовится и публикуется ежегодная информация о состоянии условий и охраны труда в организациях муниципального образования.
Уровень организации.
Готовится и публикуется информация по вопросам охраны труда на предприятии.
2.2.5. Кадровое обеспечение служб охраны труда.
Республиканский уровень.
Проводятся мероприятия по реализации нормативных положений о формировании служб охраны труда в организациях, структурах управления охраной труда органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Организуется переподготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда (курсы, семинары и пр.), занятых в организациях республики.
Отраслевой уровень.
Разрабатываются нормативы численности и профессионального состава специалистов по охране труда соответствующих служб организаций с учетом специфики отрасли.
Проводятся мероприятия по переподготовке и повышению квалификации специалистов по охране труда данной отрасли.
Уровень местного самоуправления.
Оказывается содействие проведению мероприятия по реализации нормативных положений о формировании служб охраны труда в организациях муниципального образования.
Уровень предприятия.
Создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда на предприятии в соответствии с нормативами, установленными законодательством Российской Федерации об охране труда и рекомендациями Министерства труда и социального развития РСО-Алания.
2.2.6. Обучение работников, пропаганда знаний и передового опыта в области охраны труда.
Республиканский уровень.
Оказывается организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажа по охране труда работников, в их обучении и проверке знаний по охране труда.
Организуется и координируется деятельность по обучению специалистов в области охраны труда, проверке знаний законодательства об охране труда и требований по охране труда лицами, отвечающими за обеспечение безопасности труда.
Отраслевой уровень.
На основе правил и требований по инструктажу и обучению работников разрабатываются отраслевые документы (инструкции, правила, положения по инструктажу и обучению по охране труда).
Осуществляются мероприятия по пропаганде знаний в области охраны труда путем внедрения наглядной агитации, создания в организациях кабинетов по охране труда, учебно-тренировочных полигонов и пр.
Уровень местного самоуправления.
Оказывается организационно-методическая помощь работодателям в проведении различных видов инструктажей и обучения по охране труда.
Уровень организации.
Проведение инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.
2.2.7. Обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в области охраны труда.
Республиканский уровень
Участие в разработке и заключении республиканского Трехстороннего соглашения, а также в работе республиканской комиссии по охране труда.
Оказание методической помощи предпринимателям и полномочным представителям наемных работников в формировании раздела "Охрана труда" коллективных договоров, в разработке уставов и других учредительных документов.
Отраслевой уровень.
Участие в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений, в работе отраслевых комиссий по охране труда, оказание методической помощи организациям и предприятиям отрасли при формировании раздела "Охрана труда" колдоговоров и других учредительных документов.
Уровень местного самоуправления.
Органы местного самоуправления оказывают методическую помощь предпринимателям и полномочным представителям наемных работников в формировании раздела "Охрана труда" колдоговора при разработке уставов и других учредительных документов.
Уровень организации.
Участие в составлении раздела "Охрана труда" колдоговора и соглашений по охране труда.
2.2.8. Международное сотрудничество по проблемам условий и охраны труда.
Осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Формы сотрудничества:
участие в разработке конвенций и рекомендаций по охране труда Международной организации труда, документов других международных организаций;
участие в деятельности соответствующих органов стран СНГ по вопросам сближения законодательства о труде и об охране труда стран Содружества, разработка и принятие единых норм и правил по охране труда.
2.2.9. Финансирование охраны труда.
Финансирование охраны труда осуществляется в рамках отраслевых и региональных программ из средств республиканского, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ и РСО-Алания.
На финансирование мероприятий по охране труда используются также средства, полученные от:
штрафов, взыскиваемых органами Федеральной инспекции труда РФ по РСО-Алания за нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;
добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц.
Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в организациях, независимо от их организационно-правовых форм, осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда.
3. Органы государственной системы управления охраной труда
3.1. Республиканский уровень.
Государственное управление охраной труда РСО-Алания по поручению Правительства РСО-Алания осуществляет республиканский орган исполнительной власти по труду - Министерство труда и социального развития РСО-Алания. Для организации работы по реализации государственной политики в области охраны труда в структуре Минтруда РСО-Алания создается подразделение по охране труда.
Министерство труда и социального развития РСО-Алания:
реализует государственную политику в области охраны труда на территории республики;
разрабатывает проекты законов и других нормативных правовых актов по охране труда в республике;
организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда и представляет их на утверждение в Правительство РСО-Алания;
утверждает республиканские межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;
разрабатывает совместно с заинтересованными организациями меры по экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
организует и проводит обучение, а также проверку знаний руководителей и специалистов по охране труда;
оказывает информационную помощь организациям в размещении заказов на приобретение средств индивидуальной защиты;
организует экспертизу условий труда работников, аттестацию рабочих мест по условиям труда, сертификацию работ по охране труда на производственных объектах и участвует в их проведении;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
контролирует отражение требований охраны труда в учредительных документах юридических лиц при их регистрации и лицензировании видов деятельности;
участвует в рассмотрении споров между работодателями и работниками организаций, в том числе и в судах, по вопросам условий труда, предоставлению льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях;
участвует в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев с возможным инвалидным исходом, несчастных случаев со смертельным исходом;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывает предложения по их предупреждению;
организует проведение семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий и охраны труда;
готовит ежегодные доклады о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда по отраслям экономики для представления в Правительство РСО-Алания;
готовит заключения к рассмотрению в суде вопросов о прекращении деятельности (ликвидации) организаций или их подразделений в связи с нарушениями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
информирует общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда,
передает, в случае необходимости, отдельные полномочия в области охраны труда органам местного самоуправления.
Межведомственная комиссия по охране труда:
разрабатывает предложения по осуществлению единой государственной политики в области охраны труда, обеспечению взаимодействия министерств, комитетов и ведомств РСО-Алания, объединений профсоюзов и предпринимателей по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
координирует деятельность министерств, комитетов и ведомств республики, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда для предприятий всех организационно-правовых форм собственности;
определяет при разработке региональных целевых программ приоритетные направления работы по охране труда;
рассматривает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;
рассматривает методические и организационные вопросы по охране труда, предложения по охране труда федеральных органов государственной власти, органов власти РСО-Алания, объединений профсоюзов и предпринимателей;
рассматривает отчеты руководителей министерств, комитетов и ведомств, администраций местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций о состоянии условий и охраны труда и принимает по ним соответствующие решения;
рассматривает ежегодные государственные доклады и тематические обзоры по охране труда;
рассматривает вопросы, связанные с реализацией экономического механизма обеспечения охраны труда.
Министерство экономики РСО-Алания:
осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и включает их, в установленном порядке, в перечень целевых программ, предусматриваемых к финансированию за счет республиканского бюджета.
Министерство финансов РСО-Алания:
участвует в установленном порядке в разработке проектов республиканских законов и иных правовых актов по вопросам условий и охраны труда, предупреждения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
участвует в подготовке территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроле за их выполнением, обеспечивает в установленном порядке их финансирования за счет республиканского бюджета.
Министерство юстиции РСО-Алания:
участвует в разработке нормативно-правовых актов по охране труда.
Министерство здравоохранения РСО-Алания:
организует изучение профессиональной патологии, ее причин, методов диагностики, лечения и профилактики;
осуществляет надзор за соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил по условиям труда.
Министерство общего и профессионального образования РСО-Алания:
обеспечивает обучение основам охраны труда и производственной санитарии учащихся общеобразовательных школ, лицеев и колледжей, а также лиц, получающих начальное, среднее, высшее и послевузовское профобразование.
осуществляет подготовку специалистов по охране труда в общеобразовательных учреждениях высшего и среднего профобразования.
Государственный комитет РСО-Алания по стандартизации, метрологии и сертификации:
осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по метрологическому обеспечению служб охраны труда.
Государственный комитет РСО-Алания по статистике:
осуществляет сбор полной и объективной статистической информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и их причин, обеспечивает ею органы государственной системы управления охраной труда всех уровней.
Федеральная инспекция труда в РСО-Алания при Министерстве труда и социального развития РСО-Алания:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и иных нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, о колдоговорах и соглашениях по охране труда;
анализирует причины нарушений законодательства РФ об охране труда и готовит соответствующие предложения по его совершенствованию;
содействует овладению работодателями и работниками знаниями законодательства РФ и действующих норм и правил по охране труда;
расследует несчастные случаи на производстве в установленном порядке, анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по их профилактике;
осуществляет предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией старых объектов производственного назначения.
Федеральный горный и промышленный надзор по РСО-Алания, Федеральный надзор РФ по радиационной безопасности по РСО-Алания:
организуют и осуществляют на территории РСО-Алания регулирование промышленной и радиационной безопасности и государственный надзор за соблюдением центральными органами исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, а также их должностными лицами и персоналом требований по безопасному ведению работ, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;
изучают причины и разрабатывают меры по предупреждению несчастных случаев на производстве;
участвуют в разработке научно-технических программ и приоритетных направлений обеспечения безопасности объектов и работающего на них персонала и контроле за их реализацией;
организуют разработку и утверждают федеральные требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и эксплуатации оборудования, к перевозкам опасных грузов;
обобщают практику применения законодательства РФ в области промышленности, радиационной безопасности и разрабатывают предложения по их совершенствованию.
3.2. Отраслевой уровень.
Отраслевые министерства, комитеты и ведомства республики:
создают службы охраны труда для координации деятельности в области охраны труда в отрасли или в определенной сфере деятельности. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда определяет руководитель органа исполнительной власти отрасли с учетом рекомендаций Минтруда РСО-Алания;
осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда и организационно-методическое руководство службами охраны труда в организациях отрасли или определенной сфере деятельности;
разрабатывают, предусматривают и утверждают в установленном порядке отраслевые нормативные правовые акты по охране труда;
проводят анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваемости в отрасли или определенной сфере деятельности, разрабатывают и осуществляют меры по их предупреждению;
организуют совместно с Министерством труда и социального развития РСО-Алания аттестацию рабочих мест и сертификацию рабочих мест по охране труда на производственных объектах отрасли или в определенной сфере деятельности;
участвуют в расследовании несчастных случаев в подведомственных организациях отрасли или определенной сфере деятельности в соответствии с действующим порядком;
организуют совместно с Министерством труда и социального развития РСО-Алания в отрасли или определенной сфере по охране труда у руководителей и специалистов.
3.3. Уровень местного самоуправления.
Органы власти муниципальных образований содействуют реализации государственной политики в области охраны труда и в этих целях создают соответствующие службы охраны труда.
Орган местного самоуправления:
проводит государственную политику в области охраны труда на территории муниципального образования;
осуществляет координацию и методическое руководство работой служб охраны труда предприятий, организаций и учреждений муниципального образования независимо от их организационно-правовых форм;
принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
проводит анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости;
разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда, по профилактике производственного травматизма и профзаболеваемости;
содействует организации работ по проведению аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда на производственных объектах;
содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
содействует организации обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций муниципального образования, включая руководителей и специалистов;
доводит нормативные правовые документы по охране труда или информацию об их утверждении до организаций;
совместно с заинтересованными организациями участвует в проведении семинаров, выставок и других мероприятий по пропаганде передового опыта в области условий и охраны труда;
информирует общественность через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
3.4. Уровень организации.
Объектами государственной системы управления охраной труда являются предприятия всех организационно-правовых форм собственности.
Для обеспечения соблюдения законодательства и других требований по охране труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работающих более 100 чел. создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.
При отсутствии в организациях служб (специалистов) по охране труда работодатель привлекает на договорной основе специалистов по охране труда или организации, оказывающие услуги в сфере охраны труда.
3.4.1. Задачи службы охраны труда организации.
Задачами службы охраны труда являются:
организация и координация работы по охране труда на предприятии;
контроль соблюдения законодательных и нормативных правовых актов работниками предприятия;
совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.
3.4.2. Функции службы охраны труда организации.
К функциям службы охраны труда организации относятся:
выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;
анализ причин производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации работ по охране труда и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда;
информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочих местах, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о принимаемых мерах по защите опасных и вредных производственных факторов;
проведение совместно с представителями соответствующих подразделений организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, профсоюзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;
организация обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты;
разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий;
участие в составление раздела "Охрана труда" колдоговора и соглашений по охране труда;
согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;
участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссией по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;
оказание помощи руководителям подразделений предприятия в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия, системы стандартов безопасности труда;
разработка программы и проведение инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
согласование проектов инструкций по охране труда для работников, стандартов предприятия, системы стандартов безопасности труда, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;
методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников;
участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия;
организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда, а также оказание км методической помощи в оборудовании информационных стандартов;
составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки:
осуществление контроля за:
а) соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
б) правильным применением средств индивидуальной защиты;
в) соблюдением Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
г) выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" колдоговора, соглашения по охране труда, по устранению причин, вызвавших несчастный случай (из акта формы Н-1), предписаний органов госнадзора и контроля, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
д) наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
е) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
ж) эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
з) состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
и) своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов в области охраны труда;
к) организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания, ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
л) правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;
подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении более современных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств и других средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
анализ и обобщение предложений по расходованию средств, выделенных на осуществление мероприятий по охране труда, включенных в колдоговор и в соглашение;
доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
организация хранения документации (актов Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестаций и сертификации работ по охране труда на производственных объектах и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами;
рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка по ним предложений работодателю (руководителям подразделений) по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследований недостатков и упущений, а также подготовка ответа заявителю;
руководство работой кабинетов по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии с использованием для этих целей внутренней радиосети, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати предприятия, стенных газет, витрин и т.д.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|