Законодательство
Северная Осетия - Алания

Северная Осетия - Алания

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.10.1999 № 312
"О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 1999-2003 ГОДЫ"
(Вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 1999-2003 ГОДЫ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 1999 г. № 312

О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 1999-2003 ГОДЫ

В целях повышения эффективности использования научных разработок и скорейшего внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2003 годы, разработанную Министерством экономики Республики Северная Осетия-Алания и Северо-Осетинским научным центром.
2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев), Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Дзгоев), Северо-Осетинскому научному центру (Кусраев) организовать работу по реализации Концепции инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2003 годы.

Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
К.КАРГИНОВ





КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
НА 1999-2003 ГОДЫ

I. Введение

Концепция инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания - система взглядов на роль и значение инновационной сферы республики, принципов формирования инновационной политики, механизмов государственного регулирования инновационной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются республиканские органы исполнительной власти. Основные положения Концепции учитывают и используют в своей деятельности все субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские, научно-образовательные, опытно-производственные, технологические, внедренческие, инновационные и другие организации и предприятия, а также научно-технические общества, союзы и объединения, работники научно-технической и инновационной сферы, новаторы, изобретатели, рационализаторы, предприниматели.
Инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Она направлена на максимальное использование интеллектуальных и научно-технических ресурсов общества в интересах устойчивого социально-экономического развития. Это предполагает всемерное развитие государственных и общественных структур, стимулирующих и поддерживающих коллективный творческий процесс преобразования новой информации в конкурентоспособную продукцию, обеспечивая при этом экономический и (или) социальный эффект.
Инновационная политика в РСО-Алания призвана способствовать преодолению кризисных явлений в экономике и обеспечению функционирования научно-технического сектора как катализатора экономического развития, повышению конкурентоспособности и росту занятости населения. Ожидаемое оживление экономики важно осуществить на основе глубоких структурных сдвигов в производстве и его широкого технологического обновления с использованием новейших достижений научно-технологического прогресса. Решающее значение в этой связи приобретают разработка и последовательная реализация государственной инновационной политики.
При решении такой задачи важна не только выработка четкой инновационной стратегии, нацеленной на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для организации инновационной деятельности.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что активизация инновационных процессов связывается не только и не столько с ростом инвестиций в науку и технику, в сферу знаний и технологий, сколько с качеством организационно-экономического механизма управления инновационными процессами, интеграции инвестиционной, производственной и научно-технической политики на основе "предпринимательской модели" экономики.

II. Основные термины

В настоящее время происходит активное формирование понятийного аппарата инновационной сферы. Ввиду незавершенности этого процесса необходимо уточнить термины, используемые в настоящей Концепции.
Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, предназначенный к коммерческой реализации в виде: 1) процесса, направленного на создание и осуществление принципиально новых или усовершенствованных идей, приемов, способов в какой-либо области деятельности; 2) объектов - принципиально новых или усовершенствованных продуктов, технологий, услуг или деятельности, имеющих завершенный вид товара, впервые используемого и готового к применению и распространению на рынке.
Инновационная деятельность - исследовательская, организационная, практическая и иная деятельность, направленная на коммерческое использование новых идей, накопленных знаний, освоенных технологий, достижений науки и техники с целью получения непосредственной экономической выгоды и/или социального эффекта.
Экономика инновационного типа - система организации народнохозяйственного комплекса, характеризуемая преимущественным распространением и использованием в экономике инноваций, а также наличием социальных и экономических механизмов постоянного воспроизводства инновационных возможностей, стимулирования инновационной деятельности.
Инновационный тип развития - разновидность социально-экономического развития, основными движущими силами которой являются: научный поиск, прикладные исследования и разработки, нововведения, растущая роль информационных ресурсов, непрерывное образование, постоянное повышение квалификации рабочей силы, ориентация на постоянные изменения, гибкое комбинирование факторов, механизмов, организационных форм.
Республиканская инновационная система - сеть институтов государственного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых порождает, импортирует, видоизменяет, распространяет и использует инновации.
Государственная инновационная политика - составная часть республиканской социально-экономической политики, выражающая отношение к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере инновационной деятельности.
Инновационная сфера - область деятельности, связанная с созданием, продвижением и обслуживанием инноваций, включая деятельность производителей и потребителей знаний и технологий, а также посреднических и обеспечивающих структур, поддерживающих инновационные процессы.
Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, информационные, интеллектуальные и иные ресурсы, которые могут быть вовлечены в инновационную деятельность, а также социальные институты и механизмы, определяющие восприимчивость экономики к инновациям.
Инновационный проект - комплекс целенаправленных и взаимосвязанных мероприятий, направленный на получение и реализацию нововведений в течение установленного срока и по определенной стоимости, выполняемый под единым управлением.
Инновационная программа - утвержденный республиканским органом управления комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, способствующий формированию экономики инновационного типа.
Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных организаций, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.
Координационный совет по инноватике - консультативно-аналитический орган при Президенте Республики Северная Осетия-Алания.
Продукты (результаты) инновационной деятельности -
1) инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций, 2) освоенные в различных отраслях жизни и деятельности человека процессы, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффекты от их реализации, 3) новые, принципиально новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы и услуги) различного характера, расширяющие рынки.

III. Предпосылки инновационной политики

Необходимость реализации инновационной политики продиктована рядом внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое положение населения в Республике Северная Осетия-Алания.
1. Мировые тенденции экономического развития - интеграция, глобализация и транснационализация хозяйственной деятельности связаны с развитием науки, распространением и использованием знаний и технологий, формированием элементов нового постиндустриального технологического уклада.
Растет роль интеллектуальных ресурсов как основных экономических ресурсов, происходит стремительное замещение труда знаниями, и развитие человека становится важнейшим условием любого хозяйственного прогресса. Информационные ресурсы и информационные технологии содержат в себе огромный потенциал для построения более сбалансированного общества, более эффективного хозяйствования, улучшения жизни людей.
Именно поэтому основной сферой накопления во все большей мере становится человеческий капитал, и страны, бедные природными ресурсами, получают свой шанс стать серьезными соперницами в мировой конкурентной борьбе на основе инновационной стратегии.
Инновационную стратегию берет на вооружение и Россия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 832 принята Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. В соответствии с этим документом инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
2. На некоторых предприятиях РСО-Алания доминируют элементы устаревших технологических укладов, износ основных фондов в промышленности превысил 80%. Любые инвестиции или преобразования на подобной технологической базе будут неэффективны без серьезного привлечения инновационного потенциала, без перехода на инновационный путь развития.
В Республике Северная Осетия-Алания имеются реальные запасы стратегических природно-сырьевых ресурсов (нефти, газа, цветных и драгоценных металлов, известняков, мергелей, доломитов и т.д.) способных обеспечить самодостаточное развитие экономики. Однако это требует инвестиций и новых технологий для их освоения. Данные обстоятельства вынуждают опираться преимущественно на узкий перечень возобновляемых ресурсов - интеллектуальный потенциал, энергетику, минеральные воды и сельское хозяйство, развить которые без объединяющего начала - широкого использования нововведений - невозможно.
В то же самое время интеллектуальный потенциал республики, несмотря на значительные потери, все еще достаточно развит и превышает средние российские показатели. Однако он недостаточно востребован и не ориентирован на повышение конкурентоспособности республиканской экономики.
На территории республики выявлено более 200 источников минеральной воды, однако недостаточно целенаправленная и активная политика в их освоении ведет к фактической утрате даже местного рынка минеральной воды.
Значительная часть территории Республики Северная Осетия-Алания благоприятна для развития сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 400 тыс. гектар, из которых 50% занимает пашня. Климат позволяет выращивать разнообразные сорта сельскохозяйственной продукции. По некоторым оценкам сельскохозяйственный потенциал республики способен обеспечить более 1 млн. человек продовольственными продуктами собственного производства.
3. Для выхода на высокие рубежи конкурентоспособности экономики Республики Северная Осетия-Алания требуется принципиально новая, хорошо продуманная и обоснованная государственная политика - необходимо сформулировать стратегические перспективы развития общества. Решение важнейших текущих задач по выходу из социально-экономического кризиса, которым вынуждено заниматься Правительство, не должно заслонять необходимость поиска долговременных путей развития республики.
Ситуационный анализ возможных вариантов развития республики на долговременную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов показывает в качестве наиболее приемлемого вариант развития на инновационной основе.
Тем самым возникает стратегическая задача: развить инновационный потенциал, сделать его устойчивым фактором социально-экономического развития республики. Эта задача неразрешима без активной государственной научно-технической и инновационной политики.

IV. Цели инновационной политики

Основная цель инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания - вовлечение в хозяйственный оборот научно-технического и инновационного потенциала республики и создание на этой основе конкурентоспособной высокоэффективной ресурсосберегающей экономики инновационного типа.
В соответствии с этой целью Республика Северная Осетия-Алания в своей социально-экономической политике исходит из стратегии постепенного перехода на инновационный тип развития, делая ставку на всемерное использование технологических, информационных, интеллектуальных, человеческих ресурсов. Такая стратегия предполагает динамичное продвижение к следующим целям:
системная интеграция научно-технической, образовательной и промышленной политики, направленная на стимулирование инновационных процессов в республике;
формирование инновационно-ориентированной инвестиционной политики в республике и создание инвестиционных механизмов инновационной деятельности;
формирование инновационной инфраструктуры, в частности, имущественного фонда инноваций за счет высвобождающихся площадей и оборудования;
широкомасштабное внедрение и распространение мультимедийных телекоммуникационных технологий, их использование в интересах социально-экономического развития;
активизация индивидуальных творческих возможностей членов общества и развитие малого инновационного предпринимательства.

V. Принципы инновационной политики

Основными концептуальными принципами реализации инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания, вытекающими из поставленной цели, являются:
1. Инновационная деятельность признается приоритетным направлением республиканской социально-экономической политики, определяющим уровень конкурентоспособности и степень эффективности экономики.
2. Основными рычагами, приводящими в движение инновационную деятельность, являются:
новые знания и технологии;
венчурный (рисковый) капитал;
инновационное предпринимательство.
3. В соответствии с этим решающим положением инновационной политики являются: гарантия приоритетного инвестирования инноваций, совершенствование инвестиционных механизмов инновационной деятельности, развитие инновационного предпринимательства, повышение квалификации трудовых ресурсов.
4. Инновационная политика является основой реализации концепции устойчивого развития республики, включая интеллектуальную поддержку ресурсного жизнеобеспечения населения республики, снижение антропогенной нагрузки на среду обитания и ликвидацию потенциальной конфликтогенности межэтнического взаимодействия.
5. Инновационная политика направлена на важнейшие приоритеты устойчивого развития республики, выбор которых опирается на исследование имеющегося и перспективного научно-технического и инновационного потенциала республики, анализ российских и мировых тенденций научно-технологического и промышленного развития.
6. Проведение инновационной политики способствует становлению новой структуры республиканской экономики, соответствующей мировым и российским тенденциям формирования нового постиндустриального технологического уклада.
7. Успешная инновационная политика зависит не только от научно-технической сферы, но также и от широкого социокультурного окружения, порождающего процессы коллективного обучения, распространения знаний и технологий, формирования деловых связей между субъектами инновационной деятельности.
8. Одним из базовых механизмов поддержки инновационной деятельности является развитие информационных технологий и компьютерных телекоммуникационных сетей с выходом на мировое информационное пространство, способствующее распространению новых знаний и технологий, коллективного процесса дистанционного обучения, формированию телекоммуникационной среды делового общения.

VI. Направления инновационной политики

Основными направлениями инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания являются:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот республики.
2. Установление приоритетов социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и освоение на их основе важнейших базисных инноваций, обеспечивающих повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики.
3. Совершенствование инвестиционных механизмов инновационной деятельности, формирование системы венчурного финансирования инновационных программ и проектов, привлечение к ним частного капитала.
4. Развитие инновационного предпринимательства путем формирования благоприятного социально-экономического и психологического климата для формирования инновационных предприятий, оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.
5. Интеграция научно-технической, образовательной и производственной деятельности на основе различных форм участия научных работников, аспирантов и студентов в инновационной деятельности посредством создания инновационных центров на базе образовательных учреждений и научных организаций.
6. Обеспечение системного развития инновационной инфраструктуры республики на базе аппаратно-программных средств сопровождения инновационных программ и проектов, включая:
систему информационного обеспечения;
систему независимой экспертизы;
систему конкурсного отбора инновационных проектов;
финансово-экономическую систему;
производственно-технологический комплекс;
систему сертификации и продвижения инноваций;
систему опережающей подготовки и переподготовки инновационных кадров.
7. Формирование мультимедийной телекоммуникационной среды Республики Северная Осетия-Алания с выходом на российские и мировые информационные ресурсы.
8. Ориентация на экологические приоритеты: переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, уменьшение нагрузки на природные ресурсы и окружающую среду, распространение безотходных, экологически чистых технологий.
9. Международная интеграция республики в рамках СНГ и дальнего зарубежья при высоком экспортном потенциале инновационной продукции.
10. Формирование у субъектов рынка объективной экономической заинтересованности в инновационном типе развития.
11. Совершенствование системы управления инновационной инфраструктурой с участием органов государственной власти, предпринимательских структур, финансово-кредитных учреждений и общественных организаций.
12. Укрепление инновационного потенциала Республики Северная Осетия-Алания через развитие предпринимательства путем создания благоприятных условий для инновационной санации производства и успешного функционирования малых наукоемких производств при надежном ресурсном обеспечении инновационной деятельности.
13. Создание условий общественной поддержки инновационной политики республики как стабилизирующего и защищающего фактора интеграции науки, технологии, образования и производства.
14. Создание морально-психологического климата, активная поддержка духа новаторства, популяризация и пропаганда в средствах массовой информации инновационного типа развития.

VII. Механизмы инновационной политики

Для проведения активной научно-технической и инновационной политики могут быть использованы следующие механизмы.
1. Законодательное обеспечение. Развитие инновационной деятельности невозможно без постоянного совершенствования нормативно-правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный оборот. Российское законодательство в этой области, активно разрабатываемое в последние годы, будет уточняться и дополняться соответствующими республиканскими законами. Необходимо создать пакет республиканских законов, которые составят правовую базу научно-технической и инновационной деятельности в республике. В первоочередном порядке следует разработать и принять республиканский закон о науке и научно-технической политике в развитие соответствующего федерального закона. Безотлагательно нужен также республиканский закон об инновационной деятельности. После этого должны быть разработаны другие законы, конкретизирующие эти два рамочных закона об отдельных видах деятельности (о правах и статусе ученого и изобретателя, об интеллектуальной собственности, о налоговых и таможенных льготах, об антимонопольном регулировании инновационной деятельности и др.). Могут понадобиться республиканские правовые акты, которые (в пределах компетенции субъектов Федерации) предоставляют дополнительные льготы и возможности для исследователей, новаторов, инновационно-венчурных фирм и т.п. Необходимо принять меры к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.
2. Организационно-экономическое обеспечение. В период экономического кризиса острые проблемы текущего дня теснят будущее, вынуждают сокращать расходы на создание перспективных заделов. Тем самым, необходим жесткий отбор приоритетов в области фундаментальных и прикладных исследований. Фундаментальные исследования должны быть организованы на академических принципах под эгидой и в соответствии с высокими стандартами Российской академии наук. Прикладные исследования должны иметь перспективу коммерциализации с конечным социально-экономическим эффектом. Частичное улучшение устаревших технологий, методов управления и организации, попытки сохранить неактуальные сегодня исследования не только бесполезны, но и опасны, так как закрепляют отсталость и деградацию. Следует находить и поддерживать новые конкурентоспособные идеи, образцы техники, технологии, организационные решения, развивать ростки инновационной активности, формируя из них базу будущей экономики - экономики инновационного типа.
Выделение государственных инвестиций на безвозвратной основе для проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также для реализации инновационных программ и проектов оправдано лишь в том случае, когда они имеют важное социально-экономическое значение, но не привлекательны для частных инвесторов.
Необходимы расширение практики конкурсного отбора инновационных проектов с финансированием на возвратной основе, развитие контрактной системы. Эффективным представляется также развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.
В финансировании воспроизводства основных фондов ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных отчислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что будет стимулировать вложения средств в инновации.
Немалая роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации, принадлежит страхованию рисков. Для снижения рисков частных инвесторов необходимо предусмотреть соответствующие государственные меры.
В комплексе организационно-экономических мер важная роль принадлежит также институциональным преобразованиям, направленным на создание рыночной инфраструктуры и способствующим активизации инновационной деятельности. К таким преобразованиям относятся: приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и т.п.
3. Финансовое обеспечение. К числу наиболее актуальных задач относится формирование механизмов финансирования научно-технической и инновационной деятельности. Технологический прогресс, формирование экономики, основанной на знаниях и технологиях, немыслимы без инвестиций в исследования и разработки. Этот сектор отличается длительным сроком окупаемости, значительным риском и большими издержками на этапе освоения, поэтому необходима высокая доля бюджетного участия.
Но простое увеличение финансирования - не выход, бюджетное финансирование не всегда эффективно. Нужны механизмы, способные привлечь инвестиции в исследования и разработки и одновременно обеспечить высокую социально-экономическую эффективность этих инвестиций.
В условиях ограниченных возможностей финансирования инноваций возрастает необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственные средства организаций, частные инвестиции, средства внебюджетных фондов, заемные средства международных кредитно-финансовых организаций). Здесь целесообразно комбинировать различные формы инновационных структур (венчурные банки и фонды, финансовые, страховые, консалтинговые фирмы), оказывающих помощь инновационным предприятиям и делящих с ними риск первоначального освоения новых технологий.
В инвестиционной политике следует перенести центр тяжести на инновационно-венчурные проекты. Инвестиции без четко выраженного инновационного стержня неэффективны в долгосрочной перспективе. Одновременно необходимы действенные меры повышения эффективности государственных расходов на инновации. В этих целях могут быть опробованы разные формы государственной поддержки: программно-целевое финансирование конкретных инновационных проектов, венчурное участие в капиталах малых и средних предприятий, безвозвратные ссуды, возвратные кредиты и т.п.
4. Налоговые льготы и антимонопольное регулирование. Научно-техническая и инновационная деятельность - зона повышенного риска, требующая значительных, не всегда окупаемых вложений. В этой связи необходимо совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. Следует применять льготные ставки налогов или освобождать от них научно-технические и инновационные предприятия, реализующие республиканские программы, создать льготные условия для участников международных научно-технических инновационных проектов и программ.
В практике антимонопольного регулирования следует выделить особый статус инновационной деятельности. Предприятия, участвующие в реализации инновационных программ в производстве принципиально новой продукции, следует на период реализации программы освобождать от ограничений, а также оказывать им поддержку, чтобы противостоять сильным монополиям, представляющим интересы производителей устаревшей продукции.
5. Инфраструктурное обеспечение. Решающее значение для активизации инновационной деятельности приобретает создание разветвленной инновационной инфраструктуры - республиканской инновационной системы. Это должно происходить в сотрудничестве с Министерством науки и технологии РФ, с регионами РФ, а также с зарубежными партнерами. Первоочередными действиями в этом направлении могут быть создание и развитие инновационных и технологических центров, технопарков. В республике должны заработать несколько инновационных центров, таких, например, как Инновационный консалтинговый центр, Центр аграрных реформ, Центр телемедицины на основе информационных и компьютерных технологий и т.п. Целесообразно создать технологический парк. Нужны неотложные меры, способствующие активному вовлечению высших и средних профессиональных учебных заведений в инновационные процессы. Следует также создать полноценную систему экспертизы научно-технических и инновационных проектов.
6. Информационное обеспечение. Принципиально важная роль в поддержке научно-технической и инновационной деятельности принадлежит созданию в республике качественно новой информационной среды на основе развития мультимедийных телекоммуникаций. Широкое использование информационных ресурсов, новых информационных технологий будет способствовать социально-экономическому развитию республики. Доступ к мировым информационным ресурсам через глобальные компьютерные сети (Интернет) позволяет вытянуть уровень технологической культуры до международных стандартов, создает принципиально новые возможности для инновационной деятельности. Интернет как эффективное средство для исследовательской деятельности, как среда делового общения и деловой активности предоставляет богатые возможности для инновационного предпринимательства, в том числе для маркетинговых исследований, торговли, снабжения, сбыта, менеджмента и других аспектов современного бизнеса.
Особое значение имеет развитие республиканского сегмента Государственной сети научно-технической информации, обеспечение беспрепятственного доступа к федеральным информационным ресурсам на базе сети компьютерных телекоммуникаций. Северо-Осетинский центр научно-технической информации (ЦНТИ) необходимо оснастить современными технологиями сбора и обработки информации, превратить в инфраструктурный элемент республиканской инновационной системы. Следует приступить к созданию электронной научной библиотеки с перспективой включения ее в мировую электронную библиотечную сеть.
7. Кадровое обеспечение. Необходимо разработать специальную программу подготовки инновационных менеджеров, обучения в ведущих зарубежных научных и технологических центрах руководителей научных, технологических, инновационных организаций для работы в рыночных условиях. В такой программе должны быть представлены: обучение лучших студентов специальностям, связанным с прогрессивным сельскохозяйственным и промышленным производством, обучение руководителей научных, технологических и инновационных организаций методам работы в рыночных условиях, стажировки молодых специалистов в ведущих инновационных и технологических центрах, обучение целевых "менеджерских команд" для управления реализацией конкретных инновационных проектов. Эти люди должны вобрать лучший мировой опыт передачи технологий, деятельности инновационных центров, выйти на конкретные виды сотрудничества, совместные производства. Они составят очаги инновационного роста, которые, постепенно расширяясь, охватят всю экономику.
Высшие учебные заведения республики в состоянии внести весомый вклад в решение практически всех актуальных проблем, стоящих сегодня перед республикой, если задействовать в полную силу их немалый инновационный потенциал. Но особенно важна их способность обеспечивать опережающее развитие интеллектуальных ресурсов экономики как ведущих ресурсов. Кроме того, в высшей школе разрабатываются, осваиваются и совершенствуются технологии, которые можно и нужно ориентировать на местную проблематику, на стимулирование инновационных процессов. Таким образом, необходима программа эффективного содействия высших учебных заведений социально-экономическому развитию республики, кадровому обеспечению становления экономики инновационного типа. Это предполагает тесное сотрудничество высших учебных заведений с государственными организациями, промышленностью и предпринимательством.
8. Международное сотрудничество. Для активизации внешнеэкономической деятельности необходимо создать условия для формирования совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску инновационной продукции. Здесь возможны разные формы поддержки, такие как: обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот на развитие инновационной инфраструктуры, закупки оборудования для реализации инновационных проектов, приобретение лицензий и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции, вхождение в международные информационные сети для обмена информацией по инновационным проектам, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности и т.д.
Важную роль в создании инновационной системы может сыграть сотрудничество с зарубежными научными фондами, международными финансовыми структурами, которые содействуют развитию инновационного и венчурного бизнеса. Крайне важно адаптировать к нашим республиканским реалиям опыт передовых стран в области формирования инновационной инфраструктуры.
Серьезные возможности связаны с мировыми процессами глобализации. Все больше возрастает роль транснациональных корпораций, как в развитых, так и в развивающихся странах. Денежные массы приобретают свойство "сверхтекучести", быстро, без препятствий перетекают и концентрируются везде, где есть хоть небольшие скачки нормы прибыли. Необходимо снять все барьеры, стоящие на пути инвестиций в нашу республику. Необходимо убедить деловое сообщество в честном и компетентном партнерстве. Для этого необходимо знать и соблюдать законы деловой этики, создавать и демонстрировать привычные всем элементы рыночной инфраструктуры: ценные бумаги, венчурный капитал, государственные гарантии, телекоммуникации, информационные технологии, управление проектами, бизнес-планирование и экономическое прогнозирование и т.п.
9. Формирование общественного мнения. Общественность следует регулярно информировать о том, что происходит в научно-исследовательских институтах и инновационных центрах, из каких соображений определяются главные направления исследований и разработок, каковы важнейшие результаты этих исследований. Претендуя на средства из государственного бюджета, необходимо в доступной форме популяризировать достижения в области науки, технологии и инноваций в средствах массовой информации, конкретно показывая обществу эффективность произведенных затрат и те выгоды, которые общество получит при их реализации. Целесообразны также ежегодные парламентские слушания о состоянии нашей науки, значении проводимых исследований для социально-экономического развития нашей республики.

VIII. Республиканская инновационная система

Проведение государственной инновационной политики, сочетание различных механизмов реализации такой политики оказывают структурирующее воздействие на инновационные механизмы, вследствие чего формируется инновационная инфраструктура - республиканская инновационная система (РИС).
Республиканская инновационная система рассматривает сферу науки и техники как интегрированную часть экономической системы и оценивает ее вклад с позиций воздействия на ускорение инновационных процессов в экономике и роли в решении социальных проблем.
РИС состоит из четырех взаимосвязанных и взаимодействующих блоков. Первый - предложение знаний и технологий включает фундаментальные и прикладные исследования, проводимые в университетах, научно-исследовательских институтах и центрах, отраслевых лабораториях, проектных организациях и т.д. Его следует ориентировать на актуальные проблемы социально-экономического развития республики. Второй блок - практические потребители знаний и технологий, включая государственные предприятия, малые и средние предприятия, венчурные компании, фирмы-новаторы, другие пользователи знаний и технологий. Этот блок следует ориентировать на повышение конкурентоспособности республиканской экономики на основе широкого распространения инноваций.
Между этими двумя блоками существуют объективные барьеры, преодолеть которые призваны два других блока, называемые соответственно посреднической и поддерживающей инфраструктурами. Посредническая инфраструктура включает инновационные центры, центры передачи знаний и технологий, бизнес-инкубаторы, различные формы альянса университетов и фирм и т.д. Этот блок необходимо развить. Поддерживающая инфраструктура состоит из системы образования, системы подготовки и переподготовки кадров, банков, венчурного капитала, информационных сетей, информационных ресурсов, государственной системы научно-технической информации, патентно-лицензионной службы, фондов поддержки инновационного предпринимательства, других форм государственной и негосударственной поддержки науки, технологий, инновационной деятельности. Этот блок в республике весьма представителен, его необходимо ориентировать на всемерную поддержку инноваций.
Базовым элементом РИС должны стать инновационные центры, играющие роль посредника между научно-исследовательскими организациями и производственными предприятиями, в основном малыми и средними, реализующими инновационные программы. Они должны способствовать активному диалогу между исследователями и предпринимателями, проникновению новых знаний и технологий в производственный сектор и информированию исследовательских организаций о потребностях малых и средних предприятий. Важнейшим видом деятельности инновационных центров станет передача или, как еще говорят, трансферт технологий. Но инновационные центры могут оказывать малым и средним предприятиям более широкий спектр услуг, таких, например, как маркетинг, методы управления качеством, получение патентов и лицензий, привлечение внешних подрядчиков, поиск партнеров, участие в финансировании и т.д. Инновационный центр может быть основан при финансовой поддержке Правительства республики, однако впоследствии другие источники финансирования должны стать более важными. В перспективе инновационный центр должен стать самоокупаемым.

IX. Координация инновационной деятельности

Координацию работ по формированию и реализации государственной инновационной политики в РСО-Алания осуществляет Координационный совет по инноватике - консультативно-аналитический орган при Президенте республики, формируемый распоряжением Президента республики. Координационный совет по инноватике осуществляет аналитические исследования инновационных возможностей и вырабатывает обоснованные решения по их реализации. Важнейшими задачами Координационного совета по инноватике являются:
подготовка предложений и разработка рекомендаций по важнейшим вопросам формирования и реализации государственной инновационной политики;
координация деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере научно-технической и инновационной деятельности;
формирование инновационных программ и проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития и содействие их реализации.
Важнейшие решения Координационного совета по инноватике утверждаются решениями Президента или Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Правительство республики обеспечивает информационное, кадровое и административное содействие Координационному совету по инноватике для выполнения поставленных задач. Организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета по инноватике возлагается на Северо-Осетинский научный центр.

X. Заключение

Итак, государственная инновационная политика РСО-Алания базируется на следующей инновационной стратегии. Имея достаточно природных и человеческих ресурсов, Республика Северная Осетия-Алания делает ставку на:
творческий потенциал народа, на создание конкурентоспособной высокоэффективной ресурсосберегающей экономики инновационного типа на основе преимущественного развития и распространения новых знаний и информационных технологий;
целенаправленное формирование инвестиционной привлекательности республики, преодоление затратного механизма и эффективное использование имеющихся финансовых средств с одновременным стимулированием поворота инвестиций к инновациям;
такую организацию управления сферой знаний и технологий, чтобы она порождала как можно больше возможностей для успешных инноваций, и на этой основе взращивать и стимулировать инновационное предпринимательство - катализатор современной экономики.
Исходя из этого, активная инновационная политика требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех субъектов инновационной деятельности, с другой - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания социально-экономических условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки, техники, технологии в экономику республики.
Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики республики.





ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 1999-2003 ГОДЫ

Необходимость реализации инновационной политики продиктована рядом факторов, влияющих на социально-экономическое положение населения в Республике Северная Осетия-Алания.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-производственный потенциал республики. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех видов собственности.
Растет роль интеллектуальных ресурсов как основных экономических ресурсов, происходит стремительное замещение труда знаниями, и развитие человека становится важнейшим условием любого хозяйственного прогресса. Информационные ресурсы и информационные технологии содержат в себе огромный потенциал для построения более сбалансированного общества, более эффективного хозяйствования, улучшения жизни людей.
Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок конкурентоспособной продукцией.
Концепция инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания определяет экономические и организационные основы инновационной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, отношения между органами государственной власти, субъектами инновационной деятельности и потребителями инноваций на территории Республики Северная Осетия-Алания.
В Республике Северная Осетия-Алания доминируют элементы устаревших технологических укладов, износ основных фондов в промышленности превысил 80%; энергообеспеченность на 1 человека населения в 3-5 раз, а средняя стоимость рабочего места в 50 раз ниже, чем в развитых странах. Любые инвестиции или преобразования на подобной технологической базе будут неэффективны без серьезного привлечения инновационного потенциала, без перехода на инновационный путь развития.
В то же самое время интеллектуальный потенциал республики превышает средние российские показатели. Однако он недостаточно востребован и не ориентирован на повышение конкурентоспособности республиканской экономики.
Для выхода на высокие рубежи конкурентоспособности экономики Республики Северная Осетия-Алания требуется принципиально новая, хорошо продуманная и обоснованная государственная политика - необходимо сформулировать стратегические перспективы развития общества. Решение важнейших текущих задач по выходу из социально-экономического кризиса, которым вынуждено заниматься Правительство Республики Северная Осетия-Алания, не должно заслонять необходимость поиска долговременных путей развития республики.
Основными целями Концепции являются:
создание правовых норм и гарантий для эффективного осуществления инновационной деятельности, использовании ее результатов для социально-экономического развития республики;
определение основных положений республиканской инновационной политики;
установление организационных форм, механизмов взаимоотношения, управления и финансирования инновационной деятельности.
Достижение этих целей возможно при решении следующих приоритетных задач:
создание системы опережающей подготовки и переподготовки руководящих кадров инновационной деятельности с использованием потенциала республики и передовых образовательных технологий;
создание новых высококвалифицированных рабочих мест для увеличения объема и качества конкурентоспособной продукции путем систематического использования инноваций;
создание действенной инновационной инфраструктуры республики как составной части сетевой инфраструктуры Российской Федерации, способной обеспечить (обслужить) руководителей инновационных программ и проектов ресурсами (заказами, специалистами, оборудованием, контрагентами и т.д.), необходимыми для реализации инновационного проекта;
создание и развитие системы управления инновационной инфраструктурой, позволяющей в сжатые сроки реализовать конкурентоспособную инновационную продукцию товаропроизводителей республики;
организация внебюджетных фондов поддержки инновационных товаропроизводителей, финансово-промышленных групп, компаний, объединений, корпораций, союзов и ассоциаций, реализующих инновационные процессы;
разработка, развитие и практическое использование организационно-экономических механизмов стимулирования инноваций;
проведение субъектами инноваций согласованной инновационной политики в интересах Республики Северная Осетия-Алания и отраслей хозяйствования;
формирование у товаропроизводителей и субъектов инновационной деятельности понимания социально-экономической значимости активизации инновационной деятельности.
Управление инновационной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления через функции Правительства Республики Северная Осетия-Алания и принципов самоуправления субъектов инновационной деятельности, установленных их уставами и положениями, и в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Целью инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания является вовлечение в хозяйственный оборот научно-технического и инновационного потенциала республики и создание на этой основе конкурентоспособной высокоэффективной ресурсосберегающей экономики инновационного типа.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания определяет полномочия республиканских органов исполнительной власти в области инновационной политики, утверждает республиканские инновационные проекты по приоритетным направлениям развития экономики.
Государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики.
Система государственного финансирования инновационной деятельности предусматривает сочетание целевого финансирования инновационных программ и проектов. Право на получение государственной поддержки, в том числе в форме государственных гарантий, предоставляется субъектам инновационной деятельности на конкурентной основе.
Активизация инновационной деятельности требует государственного управления и координации действий всех заинтересованных структур в реализации инновации, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику республики.
Ситуационный анализ возможных вариантов развития республики на долговременную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов показывает в качестве наиболее приемлемого вариант развития на инновационной основе.
Возникает стратегическая задача: развить инновационный потенциал, сделать его устойчивым фактором социально-экономического роста и на этой основе найти свою нишу в глобальной экономике третьего тысячелетия. Эта задача неразрешима без активной государственной научно-технической и инновационной политики.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru