Законодательство
Северная Осетия - Алания

Северная Осетия - Алания

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Северная Осетия-Алания от 06.10.1999 № 17-РЗ
(ред. от 27.10.2006)
"О ЛЕСЕ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Предыдущая редакция документа опубликована в издании
Газета "Северная Осетия"



Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Северная Осетия-Алания от 18.01.2008 № 1-РЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 32 данного документа).



6 октября 1999 года № 17-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ЗАКОН

О ЛЕСЕ

Принят постановлением
Парламента РСО - Алания
от 16.09.1999 № 62/5

(в ред. Законов Республики Северная Осетия-Алания
от 06.07.2001 № 25-РЗ, от 10.02.2003 № 10-РЗ,
от 27.10.2006 № 52-РЗ)

Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, способствует повышению их экологического и ресурсного потенциалов на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 1. Основные понятия

1. Лес - совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.
2. Участок лесного фонда - участок, выделенный в лесном фонде, с указанием границ на планово - картографических материалах, с обозначением или без обозначения этих границ в натуре.
3. Группа лесов - классификационная категория лесов, устанавливаемая для их дифференциации по основному социально - экономическому и экологическому назначению, местоположению, выполняемым функциям и определению ведения в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и лесопользования.
4. Категория защитности лесов леса - классификационная категория, устанавливаемая для дифференциации лесов первой группы, объединяющая леса, имеющие важное значение в выполнении определенных экологических функций, с соответствующим режимом ведения хозяйства, отличающимся ограничением или полным исключением рубок главного пользования.
5. Экологические функции леса - природоохранные функции леса. Подразделяются на водоохранные, защитные, санитарно - гигиенические, оздоровительные и другие. Они могут усиливаться или ослабляться в зависимости от состояния леса.
6. Леса особо охраняемых природных территорий - леса, имеющие важнейшее экологическое, научное, историческое значение, отнесенные к первой группе, частично или полностью изъятые из хозяйственного использования, с установленным для них особым режимом использования и охраны леса. К ним относятся леса государственных природных заповедников, леса национальных парков, леса природных парков, памятники природы, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение.
7. Особо защитный участок леса - классификационная категория, объединяющая относительно небольшие участки лесов, имеющие важное значение в выполнении специфических водоохранных, защитных и других функции, выделяемые в лесах любой группы, не отнесенных к категории защитности, в которых остановлен более строгий режим ведения лесного хозяйства и лесопользования.
8. Городские леса - леса, лесные, не покрытые лесом и нелесные земли в границах этих лесов, расположенные на территории городских поселений и предназначенные для отдыха населения, проведения культурно - оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
9. Лесные ресурсы - запасы древесных и недревесных продуктов леса.
10. Лесопользование - использование участков лесного фонда для заготовки древесины, второстепенных лесных ресурсов, осуществления побочных лесопользований, а также для нужд охотничьего хозяйства, научно - исследовательских, культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей.
11. Главное пользование - пользование древесиной, осуществляемое в порядке проведения рубок главного пользования, которые могут быть сплошными, постепенными и выборочными.
12. Промежуточное пользование пользование древесиной, осуществляемое при проведении рубок промежуточного пользования, к которым относятся рубки ухода, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции.
13. Санитарная рубка - рубка, проводимая с целью улучшения санитарного состояния леса, при которой вырубаются больные, поврежденные и усыхающие деревья (выборочная) или весь древостой, потерявший по различным причинам биологическую устойчивость (сплошная).
14. Пользование второстепенными лесными ресурсами - заготовка второстепенных лесных ресурсов, к которым относятся пни, кора, береста, пихтовая, сосновая, еловая лапка, новогодние елки и другие.
15. Побочное лесопользование - использование участков лесного фонда для заготовки и сбора пищевых и других не древесных продуктов леса.
16. Дикоросы - дикорастущие плоды, ягоды, грибы, орехи и другие пищевые лесные ресурсы, а также лекарственное и техническое сырье.
17. Промысловая заготовка продукции побочных лесопользований - заготовка продуктов побочного пользования физическими и юридическими лицами для реализации их в натуральном или переработанном виде.
18. Формы лесопользования - форма получения и реализации права на определенные виды лесопользования. Выделяют формы пользования участками лесного фонда для осуществления одного или нескольких видов пользования на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.
19. Древостой - совокупность деревьев, являющихся основным компонентом насаждения.
20. Лесосека - участок леса, отведенный для рубок главного пользования, рубок ухода за лесом, санитарных и иных рубок, отграниченный визирами и закрепленный лесосечными, деляночными столбами.
21. Вырубка - участок лесных земель, лесосека или часть ее, на которой древостой вырублен, а новый еще не возник.
22. Очистка мест рубок - заключительная операция лесосечных работ по удалению порубочных остатков с лесосеки или приведению их в состояние, обеспечивающее условия для возобновления и роста древесных пород, а также для снижения опасности возникновения лесных пожаров, развития болезней и размножения вредных насекомых.
23. Освидетельствование мест рубок - проверка в установленном порядке мест рубок с целью выявления соблюдения правил отпуска древесины на корню, а также правил лесопользовання и разработки лесосек.
24. Возобновление - создание нового поколения леса на лесных землях.
25. Лесные культуры - насаждения искусственного происхождения. К лесным культурам относятся также лесные земли, на которых посажены или посеяны древесные и кустарниковые породы, до перевода их в покрытые лесом земли.
26. Охрана леса - выполнение комплекса мероприятий по профилактике, предотвращению и ограничению повреждения и уничтожения леса лесными пожарами, хозяйственной деятельностью и другими действиями, причиняющими вред лесу.
27. Защита леса - выполнение мероприятий по повышению устойчивости и защите лесов от промышленных выбросов, повреждения насекомыми - вредителями, грибными болезнями и борьбе с ними.
28. Государственный учет лесного фонда - система периодического учета наличия, качества и состояния лесного фонда и происходящих в нем изменений.
29. Государственный лесной кадастр - совокупность обновляемых сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда.
30. Мониторинг лесов - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесов в целях эффективного управления в области их использования, охраны, защиты и воспроизводства, сохранения и повышения продуктивности и устойчивости лесов.
31. Собственные нужды - потребность гражданина или юридического лица в древесине и других лесных ресурсах для обеспечения нужд собственного хозяйства, включая полную загрузку производственных мощностей по заготовке и переработке лесных ресурсов.
32. Сельскохозяйственные формирования - акционерные общества, предприятия, колхозы и другие объединения, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции.
33. Лесхоз - территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством.

Статья 2. Лесное законодательство Республики Северная Осетия-Алания

Лесное законодательство Республики Северная Осетия-Алания состоит из Лесного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания, регулирующих лесные отношения.

Статья 3. Объекты лесных отношений

Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, расположенный на территории Республики Северная Осетия-Алания, участки лесного фонда и права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки и права пользования ими, древесно - кустарниковая растительность.
Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Статья 4. Лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, древесно - кустарниковая растительность

Все леса, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских, сельских поселений, а также земли лесного фонда не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли) образуют лесной фонд Российской Федерации (далее - лесной фонд).
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)
Границы лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)
Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляются в порядке, установленном земельным и лесным законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно - кустарниковая растительность, расположенная на:
землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)
землях водного фонда (в полосах отвода каналов);
землях иных категорий.

Статья 5. Формы собственности на лесной фонд и на не входящие в лесной фонд леса

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Абзац 2 утратил силу. - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ.

Статья 6. Право собственности граждан и юридических лиц на древесно - кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке

Древесно - кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом.
Владение, пользование и распоряжение уже имеющейся на принятом в собственность земельном участке древесно - кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства о растительном мире Российской Федерации. Условия владения, пользования и распоряжения древесно - кустарниковой растительностью определяются при передаче ее в собственность гражданина или юридического лица и являются для них обязательными.
Древесно - кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Статья 7. Группы лесов и категории защитности лесов первой группы

В соответствии с законодательством Российской Федерации лесной фонд на территории Республики Северная Осетия-Алания относится к первой группе лесов.
Основным назначением лесов в Республике Северная Осетия-Алания является выполнение водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных функций.
Леса в Республике Северная Осетия-Алания разделяются на следующие категории защитности:
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
противоэрозионные леса;
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального и республиканского значения;
государственные защитные лесные полосы;
леса степных, лесостепных и малолесных горных территорий, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно - санитарной) охраны курортов;
особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение;
памятники природы, орехово - промысловые зоны;
лесоплодовые насаждения;
леса государственных природных заповедников;
леса национальных парков;
леса природных парков;
заповедные лесные участки.

Статья 8. Основания возникновения прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают:
из актов государственных органов;
из договоров;
из судебных решений;
по иным основаниям, допускаемым законодательством Российской Федерации.
Права пользования участками лесного фонда, за исключением публичного лесного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда и договора концессии участка лесного фонда; подписания протокола о результатах лесного аукциона; получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)

Статья 9. Договор аренды участка лесного фонда и порядок предоставления его в аренду

По договору аренды участка лесного фонда лесхоз республиканского органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления следующих видов лесопользования:
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)
а) заготовка второстепенных лесных ресурсов;
б) побочное лесопользование;
в) пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
г) пользование участками лесного фонда для культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целей;
д) пользование участками лесного фонда для научно - исследовательских целей.
Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений Правительства Республики Северная Осетия-Алания, принимаемых по представлению республиканского органа управления лесным хозяйством.
Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Субаренда участков лесного фонда запрещена.
Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством, Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Передача участков лесного фонда в безвозмездное пользование

По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз республиканского органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений Правительства Республики Северная Осетия-Алания, принимаемых по представлению республиканского органа управления лесным хозяйством.
Размеры участков лесного фонда, передаваемых в безвозмездное пользование, определяются, исходя из вида и целей лесопользования, а также объемов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах граждан и юридических лиц, претендующих на получение участков лесного фонда в безвозмездное пользование.
Нормативы, определяющие потребности граждан и юридических лиц в древесине и других лесных ресурсах, определяются и утверждаются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Особенности использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование.
Передаче в безвозмездное пользование подлежат все участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, а в случае реорганизации этих сельскохозяйственных организаций передаются их правопреемникам в порядке, определяемом Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Размеры лесопользования на участках лесного фонда, переданных сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование, определяются при лесоустройстве по видам пользования.
Сельскохозяйственные организации на предоставленных им в безвозмездное пользование участках лесного фонда могут осуществлять бесплатно все виды лесопользования в объемах, определяемых в соответствии с нормативами, утвержденными Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Безвозмездное пользование лесными ресурсами на указанных участках лесного фонда сверх установленных нормативов не допускается.
Исчисление и взыскание ущерба и неустоек за все виды нарушений лесного законодательства с лесопользователей, в том числе с организаций, получивших участки лесного фонда в безвозмездное пользование, производится в установленном порядке без учета предоставленных льгот и прав безвозмездного пользования.
Недоиспользованная сельскохозяйственными организациями часть лесосырьевых ресурсов до размеров лесопользования, установленных по этим участкам лесного фонда при лесоустройстве, передается в установленном Правительством Республики Северная Осетия-Алания порядке в краткосрочное пользование другим лесопользователям с взиманием платы за пользование участками лесного фонда.
Лесные подати за древесину, отпускаемую на корню на участках лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, взимаются по ставкам, установленным Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Лесопользования на участках лесного фонда, переданных сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользование, осуществляются на основании лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.
Выписка лесорубочных билетов на заготовку древесины и второстепенных лесных ресурсов осуществляется лесхозами республиканского органа управления лесным хозяйством на основании материалов отвода лесосек.
Отвод лесосек производится в установленном порядке.
В лесном фонде, где межхозяйственные лесхозы не организованы, отвод лесосек осуществляют лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством по договорам с сельскохозяйственными организациями.
Ордера на мелкий отпуск древесины на корню выписывают лесничества лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством на основании выписанных им лесорубочных билетов. Лесные билеты на осуществление побочных лесопользований выдаются лесничествами.
Освидетельствование мест рубок осуществляется лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством по лесному хозяйству Республики Северная Осетия-Алания.
Сельскохозяйственные организации на переданных им в безвозмездное пользование участках лесного фонда обеспечивают охрану, защиту, рациональное использование и воспроизводство лесов в соответствии с проектами лесоустройства. Мероприятия по ведению лесного хозяйства осуществляются этими организациями самостоятельно или по договорам с лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством. Объемы лесохозяйственных мероприятий, организация их осуществления и исполнители указываются в договоре безвозмездного пользования участками лесного фонда.
Финансирование мероприятий по лесоустройству, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, проводимых на участках лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов на участках лесного фонда, переданных в безвозмездное пользование, осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания, федеральным органом управления лесным хозяйством России,
республиканским органом травления лесным хозяйством, лесхозами, специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды в пределах их компетенции с участием республика нского органа управления сельским хозяйством.

Статья 12. Полномочия Республики Северная Осетия-Алания в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)

К полномочиям органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:
тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории Республики Северная Осетия-Алания;
осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся:
принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование;
организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов;
определение ставок лесных податей;
выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;
разрешение проведения в лесном фонде строительных работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий;
обеспечение проведения лесоустройства;
обеспечение воспроизводства лесов;
обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса;
проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству.
Органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания вправе осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
определение объемов заготовки древесины для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств бюджета, для сельскохозяйственных организаций и населения, соответственно располагающихся и проживающего на территории муниципального образования;
участие в разработке и реализации республиканских государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
принятие решений по предложениям лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством о распределении сенокосных и пастбищных угодий по лесопользователям;
утверждение оперативных планов борьбы с лесными пожарами и организация их тушения;
принятие решений об ограничении пребывания граждан в лесах в период высокой пожарной опасности по представлениям лесхозов республиканского органа управления лесным хозяйством.

Статья 14. Утверждение параметров особо защитных участков леса

Перечень особо защитных участков лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством.
Абзац 2 утратил силу. - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ.
Предложения по параметрам особо защитных участков лесов подготавливаются при лесоустройстве и утверждаются до разработки лесоустроительных проектов.
Особо защитные участки лесов в соответствии с утвержденными параметрами ограничиваются на планово - картографических материалах.
В периоды между лесоустройством параметры особо защитных участков лесов уточняются или устанавливаются по данным натурных обследований специалистов лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством или проектио - изыскательских организаций, которые готовят необходимые обоснования по установлению параметров особо защитных участков лесов.

Статья 15. Порядок заготовки древесины

Заготовка древесины осуществляется в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законодательством, а также Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Заготовка древесины при рубках промежуточного пользования осуществляется по региональным правилам рубок (наставлениям), утвержденным федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отпуск древесины на корню в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, и древесно - кустарниковой растительности регулируется Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.

Статья 16. Порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов

Перечень видов второстепенных лесных ресурсов утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.
Заготовка всех видов второстепенных лесных ресурсов должна осуществляться способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов.
Объемы заготовки второстепенных лесных ресурсов определяют лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства.
При передаче участков лесного фонда в долгосрочное пользование для заготовки определенных видов второстепенных лесных ресурсов претендентом на аренду могут быть проведены специальные обследования в целях выявления запасов этих ресурсов и условий их освоения.
На заготовку второстепенных лесных ресурсов лесопользователь определяется лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Осуществление заготовки второстепенных лесных ресурсов допускается только на основании лесорубочного билета или ордера.
Заготовка второстепенных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Северная Осетия-Алания по представлению республиканского органа управления лесным хозяйством.
При осуществлении заготовки второстепенных лесных ресурсов должны соблюдаться лесоводственные требования.

Статья 17. Порядок осуществления побочных лесопользованнй

Перечень видов побочных лесопользований утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.
В районах, загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами, Правительством Республики Северная Осетия-Алания по представлению органов местною самоуправления, республиканского органа управления лесным хозяйством и республиканского органа охраны окружающей природной среды осуществление побочных лесных пользовании может быть ограничено или запрещено.
При осуществлении побочных лесопользований должно обеспечиваться непрерывное, неистощительное и рациональное использование лесных ресурсов, соблюдение норм и сроков осуществления побочных лесопользованнй.
Сроки осуществления побочных лесопользований в течение года устанавливаются лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством. Сроки сбора дикоросов доводятся до населения не позднее, чем за один месяц до начала их заготовки.
Сбор дикоросов для собственного потребления гражданами производится бесплатно согласно утвержденным нормам без выписки лесного билета. Другие виды побочных лесопользований граждане могут осуществлять только на основании лесного билета.
Участки лесного фонда для промысловой заготовки продукции побочных лесопользованнй могут предоставляться в краткосрочное или долговременное пользование на правах аренды.
На получение участков лесного фонда для промысловой заготовки продукции побочных лесопользований лесопользователь определяется лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Фактическое пользование участками лесного фонда для промысловой заготовки продукции всех видов побочных лесопользований производится только на основании лесного билета, который выписывается на каждый сезон.
Осуществление побочных лесопользований гражданами как для собственного потребления, так и для промысловой заготовки производится в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Республики Северная Осетия-Алания по предоставлению республиканского органа управления лесным хозяйством.
Площади, на которых разрешаются сенокошение и пастьба скота, нормы и сроки выпаса скота в зависимости от категорий защитности лесов и вида сельскохозяйственных животных устанавливаются республиканским органом управления лесным хозяйством.
Первоочередным правом на получение участков лесного фонда для сенокошения и пастьбы скота пользуются лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством для удовлетворения собственных нужд, включая служебные наделы для работников лесного хозяйства, граждане, имеющие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации
Остальная часть сенокосных и пастбищных угодий распределяется лесхозами республиканского органа управления лесным хозяйством по предложениям органов местного самоуправления.
Участки лесного фонда для размещения ульев и пасек предоставляются лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством в краткосрочное или долгосрочное пользование без права рубки леса, расчистки и распашки площадей и возведения построек капитального типа.
Промысловая заготовка дикорастущих плодов и орехов осуществляется гражданами и юридическими лицами на условиях краткосрочного или долгосрочного пользования. Лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством имеют право на заготовку орехов и плодов на семена на участках лесного фонда, переданных другим организациям как в краткосрочное, так и в долгосрочное пользование.
Перечень лекарственных растений, запрещенных для заготовки, устанавливается ежегодно Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Нормы заготовки дикоросов и лекарственного сырья гражданами для собственного потребления устанавливаются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 18. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства

Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
(в ред. Закона РСО - Алания от 10.02.2003 № 10-РЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование.
На переданных в аренду участках лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства другие лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия должны производиться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.
Проведение мероприятий по ведению охотничьего хозяйств, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, допускается только с разрешения республиканского органа управления лесным хозяйством.
Численность животных в лесах регулируется в пределах допустимой для лесных угодий плотности с тем, чтобы животные не наносили ущерба лесному и сельскому хозяйству.
Оптимальная и допустимая численность поголовья диких животных на территории Республики Северная Осетия-Алания, квоты по регулированию численности диких животных устанавливаются ежегодно Правительством Республики Северная Осетия-Алания по предложению специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Северная Осетия-Алания, предварительно согласованному с другими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Статьи 19-20. Утратили силу. - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ.

Статья 21. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)

Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 22. Порядок ведения лесного хозяйства, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселении

В Республике Северная Осетия-Алания малолесные городские леса, созданные искусственным путем, в своей основе парковые, по значимости относятся к почвозащитным, водоохранным, климаторегулирующим лесам.
В лесах, расположенных на землях городских поселений, запрещается осуществление лесопользованнй, несовместимых с назначением этих лесов. Допускается проведение в указанных лесах рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и прочих рубок только по лесному билету (ордеру), выдаваемому соответствующим территориальным лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством по согласованию с органами местного самоуправления.
При этом должны обеспечиваться сохранность лесов, повышение устойчивости к антропогенным и техногенным явлениям, улучшение санитарного состояния и эстетической ценности насаждений, а также создание комфорта для отдыха населения.
В указанных лесах проводится систематический лесопатологическнй мониторинг за состоянием насаждений. В случаях выявления очагов вредителей леса принимаются оперативные меры по их ликвидации.
Лесовосстановительные работы проводятся в сочетании с реконструкцией и постепенной заменой перестойных насаждений и деревьев молодыми лесами с широким применением ландшафтных посадок декоративных древесных пород, устойчивых к антропогенному воздействию.
В лесах, расположенных на землях городских поселений, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель допускается в исключительных случаях Парламентом Республики Северная Осетия-Алания по представлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
(в ред. Закона РСО - Алания от 06.07.2001 № 25-РЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В лесах, расположенных на землях городских поселений, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием и (или) изъятием земель, допускается в исключительных случаях Парламентом Республики Северная Осетия-Алания по представлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
Для защиты лесов от пожаров органы местного самоуправления устанавливают противопожарные устройства на территориях городских лесов и создают службы по своевременному обнаружению и ликвидации возникающих пожаров.
Правила, инструкции и указания республиканского органа управления лесным хозяйством, лесхозов являются обязательными для ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях городских поселений.
Расходы на ведение лесного хозяйства, а также охрана, защита и воспроизводство лесов лесного фонда, расположенных на землях городских поселений, финансируются за счет средств органов местного самоуправления согласно проектам лесоустройства и паркоустройства, утвержденным Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 23. Пребывание граждан в лесах Республики Северная Осетия-Алания

Граждане имеют право собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы и другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться в порядке, установленном Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Российской Федерации и настоящего Закона.
Пребывание граждан, а также сбор дикоросов в лесах, загрязненных радионуклидами, запрещается. Запрещается пребывание граждан в лесах и осуществление лесопользования при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикоросов для собственных нужд могут быть ограничены:
в интересах пожарной безопасности лесов;
в интересах ведения орехово - промыслового, лесоплодового, лесосеменного хозяйства.
Предложения о введении временного ограничения пребывания граждан в лесах Республики Северная Осетия-Алания вносятся в Правительство Республики Северная Осетия-Алания республиканским органом управления лесным хозяйством, органом местного самоуправления, арендаторами участков лесного фонда.
В государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях ограничение пребывания граждан в лесах регламентируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 24. Размеры платы, взимаемой при переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда

При переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляются указанные перевод и изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания на основании кадастровой оценки переводимого или изымаемого участка лесного фонда.
Плата направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства.

Статья 25. Порядок разработки, финансирования и реализации республиканских государственных программ

Республиканские государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются республиканским органом управления лесным хозяйством с привлечением научно - исследовательских учреждений и по согласованию с республиканскими органами в области охраны окружающей природной среды и других заинтересованных организаций и утверждаются Парламентом Республики Северная Осетия-Алания по представлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания.
Реализация республиканских государственных программ использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется республиканским органом управления лесным хозяйством и другими лесофондодержателями.
Финансирование разработки указанных программ и их реализации осуществляется из бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 26. Защитное лесоразведение на землях сельскохозяйственного назначения

Защитное лесоразведение на землях сельскохозяйственного назначения проводится в целях сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защиты их от ветровой и водной эрозии.
Планирование и финансирование этих работ осуществляют органы сельского хозяйства в рамках государственных целевых программ. Финансирование работ по созданию противоэрозионных лесонасаждений на оврагах, песках и других неудобных землях и фитомелиоративных насаждений на пастбищах осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых органам управления сельского хозяйства Российской Федерации через органы управления сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания.
Закладка полезащитных лесных полос финансируется за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания и собственных средств землепользователей.

Статья 27. Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ)

Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Утратила силу. - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ.

Статья 29. Порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организации, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров

Привлечение населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, других хозяйствующих субъектов, а также противопожарной техники, транспортных и других средств для тушения лесных пожаров осуществляется распоряжениями администраций муниципальных образований республики по предложениям территориальных органов управления лесным хозяйством (лесхозов) в соответствии с оперативными планами.
Ежегодно перед началом пожароопасного сезона органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания утверждают оперативные планы борьбы с лесными пожарами, подготовленные органами управления лесным хозяйством. В этих оперативных планах предусматривается:
численность населения и работников коммерческих и некоммерческих организаций, которых возможно привлечь для борьбы с лесными пожарами;
количество транспортных средств, выделяемых организациями для перевозки граждан, привлекаемых к тушению лесных пожаров;
организации, ответственные за обеспечение противопожарным инвентарем, спецодеждой, питанием и медицинской помощью граждан, привлекаемых к ликвидации пожаров;
количество выделяемой организациями противопожарной и землеройной техники, а также средств их доставки к местам пожаров;
порядок оповещения граждан и организаций о сроках готовности и выезда к местам возникновения пожаров;
продолжительность рабочего дня в период тушения лесных пожаров;
порядок обеспечения горюче - смазочными материалами работающей техники и транспортных средств;
порядок оплаты за работы на тушении лесных пожаров граждан, работников организаций, техники и транспортных средств;
взаимодействие на территории Республики Северная Осетия-Алания органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и внутренних дел.
Республиканский орган управления лесным хозяйством на основании районных оперативных планов подготавливает сводный оперативный план борьбы с лесными пожарами на территории Республики Северная Осетия-Алания, в котором кроме противопожарных мероприятий, утвержденных в районных оперативных планах, предусматривается создание резервных сил и средств пожаротушения, а также маневрирование ими в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Сводный оперативный план борьбы с лесными пожарами утверждается Правительством Республики Северная Осетия-Алания.

Статья 30. Охрана и защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов

Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, республиканский орган управления лесным хозяйством, лесхозы обеспечивают проведение мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса, лесными пожарами с привлече нием для их ликвидации работников коммерческих, некоммерческих и других организаций, противопожарной техники и транспортных средств, а также населения.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает готовность организаций, на которых возложены охрана и защита лесов, и лесопользователей к пожароопасному сезону, а также координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территории Республики Северная Осетия-Алания с созданием в необходимых случаях для этих целей специальных комиссий.
Республиканский орган управления лесным хозяйством, лесхозы, специализированные организации по авиационной охране лесов и лесопользователи проводят ежегодно комплекс агитационных, предупредительных и ограничительных мероприятий, а также ведут обнародование и тушение лесных пожаров. Выполнение укачанных мероприятий осуществляется по проектам, разработанным специализированными организациями, мобилизационным планом.
Государственный пожарный надзор за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований лесного законодательства и правил пожарной безопасности в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны.
Нарушители указанных требований и правил несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней должна обеспечиваться мониторингом за состоянием лесов, проведением профилактических мероприятий против болезней, своевременным принятием авиационных и наземных мер по борьбе с ними.
Мероприятия по защите лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса регламентируются Санитарными правилами, утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством.

Статья 31. Утратила силу. - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 № 52-РЗ.

Статья 32. О вступлении в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Поручить Правительству Республики Северная Осетия-Алания привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 33. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Северная Осетия-Алания

Признать утратившими силу Лесной Кодекс Республики Северная Осетия-Алания, постановление Верховного Совета Республики Северная Осетия-Алания от 24 марта 1994 г. № 443 "О введении в действие Лесного кодекса Республики Северная Осетия-Алания", постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 декабря 1994 г. № 79 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда в Республике Северная Осетия-Алания".

Президент
Республики Северная Осетия-Алания
А.ДЗАСОХОВ
Владикавказ
6 октября 1999 года
№ 17-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru