| |
ЗАКОН Республики Северная Осетия-Алания от 17.01.2000 № 1-РЗ
(ред. от 17.06.2008)
"ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
Газета "Северная Осетия", 15.02.2000.
Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 19 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 17.01.2000 № 1-РЗ).
17 января 2000 года № 1-РЗ
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ЗАКОН
ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ
Принят постановлением
Парламента РСО - Алания
от 28.12.1999 № 108/9
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 17.06.2008 № 23-РЗ)
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные основы государственной политики в области энергосбережения на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Закон направлен на создание условий для рационального использования топливно - энергетических ресурсов при производстве, транспортировке и потреблении топлива и энергии; снижения финансовой нагрузки на республиканский и местные бюджеты, улучшения социально - экономических условий жизни населения республики.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины и определения
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование электрической и тепловой энергии, природного газа, воды, нефтепродуктов, сжатого воздуха и других видов энергии и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Энергетический ресурс - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе. В настоящем Законе к понятию "энергетический ресурс" относятся: электрическая и тепловая энергия, природный газ, вода, нефтепродукты и вторичные энергоресурсы.
Показатель энергоэффективности - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами.
Государственная энергосберегающая политика - правовое и финансово - экономическое регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, распределения и использования топливно - энергетических ресурсов (ТЭР) с целью их рационального использования и экономного расходования.
Эффективное использование энергетических ресурсов - достижение максимальной эффективности использования энергоресурсов при соответствующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду.
Экономический эффект энергосбережения - система стоимостных показателей, отражающих прибыльность (или убыточность) мероприятий по энергосбережению.
Статья 2. Законодательство Республики Северная Осетия-Алания об энергосбережении
Законодательство Республики Северная Осетия-Алания в области энергосбережения основывается на соответствующих законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания по вопросам энергосбережения и принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 3. Область применения Закона
Настоящий Закон действует на всей территории Республики Северная Осетия-Алания.
Объектом государственного регулирования в области энергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной на:
эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
развитие добычи и производства альтернативных видов топлива; создание и использование энергоэффективных технологий, топливо - энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечение точности, достоверности и единства измерений учета отпускаемых и потребленных энергетических ресурсов.
Статья 4. Основные принципы республиканской политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергетических ресурсов
Республиканская политика в области энергосбережения строится на следующих принципах:
приоритет повышения эффективности использования энергетических ресурсов над увеличением объемов производства;
снижение потребления всех видов энергии и уменьшение величин удельного расхода энергоресурсов на единицу продукции;
осуществление государственного надзора и контроля эффективности использования энергетических ресурсов;
сочетание интересов Республики Северная Осетия-Алания, производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов;
укрепление регулируемых рыночных механизмов повышения эффективности использования энергетических ресурсов;
оказание финансовой поддержки программ и проектов повышения эффективности использования всех видов энергоресурсов и развития нетрадиционной энергетики;
обязательность учета расхода используемых и отпускаемых энергоносителей;
совершенствование систем учета и отчетности за расходом топливо - энергетических ресурсов, включая разработку топливо - энергетических балансов и энергетических паспортов объектов хозяйственной деятельности;
сертификация топливо - энергопотребляющего, энергосберегающего и диагностического оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств;
включение показателей энергоэффективности в стандарты на оборудование, материалы, конструкции, транспортные средства, производимые в Республике Северная Осетия-Алания;
активное участие энергоснабжающих организаций в процессе повышения эффективности использования энергоресурсов у потребителей;
заинтересованность производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов;
создание условий для развития научно - технического прогресса и производственной базы энергосбережения;
создание равных условий для производства, транспортировки и потребления электрической, тепловой и других видов энергии предприятиями всех видов собственности на территории республики;
первоочередность обеспечения безопасности охраны здоровья человека, социально - бытовых условий его жизни, защиты среды обитания и жизнедеятельности человека при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании топлива и энергии;
воспитание у населения экономного отношения к использованию энергетических ресурсов на производстве и в быту;
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере энергосбережения
К ведению органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере энергосбережения относятся:
реализация государственной политики энергосбережения на территории республики;
разработка, утверждение и контроль за исполнением республиканских энергосберегающих программ и проектов;
формирование и введение в действие финансово - экономических механизмов энергосбережения в пределах действующего законодательства Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания;
формирование республиканской системы управления энергосбережением и республиканских органов, ответственных за реализацию утвержденных программ энергосбережения на республиканском и муниципальном уровнях, утверждение положения об их деятельности;
осуществление реализации государственной тарифной политики относительно энергоносителей;
организация контроля за обеспечением безопасности и охраны здоровья населения, защитой среды обитания и жизнедеятельности человека при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании энергетических ресурсов;
осуществление иных полномочий в области правового регулирования энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии в пределах своей компетенции.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания в сфере энергосбережения
К ведению органов местного самоуправления республики в области энергосбережения относятся:
реализация государственной энергосберегающей политики на соответствующей территории в пределах и на условиях, установленных действующим законодательством;
разработка, утверждение, финансирование и реализация районных и городских энергосберегающих программ;
формирование районных и городских средств энергосбережения и обоснование перед Правительством использования республиканских средств для исполнения местных программ энергосбережения, контроль за их использованием;
предоставление налоговых льгот и преимуществ предприятиям и организациям, реализующим районные и городские программы энергосбережения, в пределах сумм, зачисляемых в местный бюджет.
Глава III. УПРАВЛЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
Статья 7. Основные принципы управления энергосбережением
На территории республики государственная политика энергосбережения осуществляется на основе федеральных, республиканских и районных программ, исходя из следующих принципов:
стимулирование производства и использования топливо- и энергосберегающего оборудования, реализация мер по эффективному использованию энергоресурсов;
организация учета расхода энергоресурсов, статистического контроля за их потреблением и эффективностью использования;
проведение энергетических обследований предприятий и организаций;
(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 17.06.2008 № 23-РЗ)
реализация экономических, информационных, образовательных и иных направлений деятельности в области энергосбережения;
реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
проведение государственной экспертизы проектной документации для строительства.
(введен Законом Республики Северная Осетия-Алания от 17.06.2008 № 23-РЗ)
Статья 8. Реализация государственной энергетической политики
Целевые федеральные, межрегиональные, республиканские, местные энергосберегающие программы, а также программы организаций - потребителей энергоресурсов являются одними из основных средств реализации государственной энергосберегающей политики.
В состав программы на соответствующий период включаются реализуемый потенциал энергосбережения, приоритетные энергосберегающие проекты, механизмы их осуществления, источники и порядок финансирования.
Республиканские целевые программы энергосбережения разрабатываются и утверждаются Правительством республики.
Местные (территориальные) целевые программы энергосбережения разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления.
Программы энергосбережения организаций - потребителей энергоресурсов утверждаются органом, производящим финансирование данных программ. Координацию реализации федеральных, межрегиональных, республиканских и местных программ энергосбережения осуществляют уполномоченные Правительством Республики Северная Осетия-Алания органы в сфере энергосбережения.
Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов осуществляется органами Госэнергонадзора по Республике Северная Осетия-Алания.
Статья 9. Энергетические обследования
Энергетические обследования проводятся в целях оценки эффективности использования энергетических ресурсов и снижения затрат потребителей на топливо- и энергообеспечение.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно - правовых форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива в порядке и сроки, определенные Правительством Российской Федерации.
По решению Правительства Республики Северная Осетия-Алания энергетические обследования могут проводиться на учреждениях, предприятиях и организациях независимо от их организационно - правовой формы собственности и вида финансирования, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива. Порядок проведения энергетических обследований устанавливается в соответствии с "Правилами проведения энергетических обследований", утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе принимать решения о проведении энергетических обследований учреждений, предприятий и организаций, получающих в различных формах денежные средства из местных бюджетов и использующих их для оплаты потребляемых энергетических ресурсов.
Обязательному энергетическому обследованию подлежат организации и предприятия, реализующие республиканские целевые программы энергосбережения, финансируемые из бюджета республики или республиканских внебюджетных фондов.
Статья 10. Учет энергетических ресурсов
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету.
Очередность и порядок оснащения организаций приборами для учета расхода энергетических ресурсов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.
Глава IV. СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕТРОЛОГИЯ В
ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 11. Стандартизация в области энергосбережения
В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов показатели их эффективного использования, а также показатели расхода энергии на обогрев, горячее водоснабжение и освещение зданий, иные показатели энергопотребления производственных процессов в установленном порядке включаются в соответствующую нормативно - техническую документацию.
Требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 12. Сертификация в области энергосбережения
Энергопотребляющая продукция любого назначения, а также энергетические ресурсы подлежат обязательной сертификации на соответствующие показатели энергоэффективности.
Обязательная сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соответствие производимого бытового оборудования требованиям, установленным государственными стандартами в части показателей энергопотребления, подтверждается путем обязательного маркирования указанного оборудования.
Статья 13. Метрология в области энергосбережения
При добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении, потреблении энергетических ресурсов и их сертификации на территории республики осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.
Глава V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 14. Финансирование программ в области энергосбережения
Реализация энергосберегающей политики республики осуществляется за счет:
средств государственной финансовой поддержки из Федерального бюджета, средств республиканского и местного бюджетов;
средств российских и иностранных инвесторов;
других источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 15. Налоговые льготы предприятиям и организациям, занимающимся реализацией программ энергосбережения
Потребителям и производителям энергетических ресурсов, осуществляющим мероприятия по энергосбережению, в том числе за счет производства и потребления продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами показателями, предоставляются льготы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Производители электрической и тепловой энергии, не входящие в республиканские энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с энергоснабжающей организацией и Региональной энергетической комиссией.
Энергоснабжающие организации обязаны обеспечить прием энергии от указанных производителей в свои сети по ценам, формируемым в порядке, утвержденном Региональной энергетической комиссией.
Для энергетических установок, которые используют возобновляемые источники энергии и сооружение которых осуществляется в соответствии с программами в области энергосбережения, цены на электроэнергию должны обеспечивать окупаемость капитальных вложений в строительство этих установок в срок, согласованный с Региональной энергетической комиссией.
Строительство и эксплуатация энергетических установок, которые используют сертифицированное оборудование и имеют производительность по тепловой энергии до 300 киловатт или электрическую мощность до 100 киловатт, осуществляются без лицензии.
Для предприятий, организаций и учреждений, включенных по решению Правительства Республики Северная Осетия-Алания в республиканскую или местные программы энергосбережения, могут устанавливаться налоговые льготы и преимущества в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Законом.
Решение о предоставлении льгот принимается Парламентом Республики Северная Осетия-Алания отдельно по каждому объекту и при обязательном выполнении следующих условий:
наличие решения соответствующего органа о включении в целевую программу энергосбережения и утвержденного плана работы по этой программе;
раздельное ведение бухгалтерского учета использования средств на реализацию программы;
регулярное составление отчета о фактически выполненных объемах работ по программе энергосбережения и освоенных финансовых ресурсах.
Сумма налоговых льгот не может превышать сумму фактически освоенных средств на выполнение программы.
В случае невыполнения условий настоящего Закона право на льготу утрачивается, сумма налоговых платежей за отчетный период подлежит внесению в бюджет республики в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Глава VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 16. Международное сотрудничество в области энергосбережения
Международное сотрудничество Республики Северная Осетия-Алания в области энергосбережения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основными направлениями международного сотрудничества в области энергосбережения являются:
взаимовыгодный обмен энергоэффективными технологиями с иностранными и международными организациями;
участие Республики Северная Осетия-Алания в международных проектах в области энергосбережения;
согласование показателей энергоэффективности, предусмотренных государственными стандартами Российской Федерации, с требованиями международных стандартов, а также взаимное признание результатов сертификации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом "Об энергосбережении" и настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Глава VII. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
Статья 17. Информационное обеспечение энергосбережения
Организация выставок энергоэффективного оборудования и технологий, информационное обслуживание потребителей энергоресурсов, пропаганда необходимости повышения эффективности использования топлива и энергии, обсуждение федеральных и местных программ в области энергосбережения, предоставление потребителям энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения, координация работ по подготовке демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности возлагается на республиканские органы управления энергосбережением.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Юридические и физические лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Вступление в силу Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Северная Осетия-Алания
А.ДЗАСОХОВ
Владикавказ
17 января 2000 года
№ 1-РЗ
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|